Обобщение педагогического опыта по проблеме преподавания английского языка "Использование информационных технологий при формировании речевой компетенции учащихся"

Автор публикации:
Михайлова Елена Григорьевна
г.Волгоград, Волгоградская область

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. При использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Актуальность темы обусловлена новыми условиями образовательной деятельности:

- социально-экономические изменения в обществе,

- взаимосвязь гуманизации учебного процесса и применения компьютерных технологий обучения;

- формирование межкультурной и коммуникативной компетенции;

- личностно-ориентированное образование;

- появление новых технологий;

- появление новых средств обучения: компьютер, проектор, обучающие компьютерные программы

Собственно-педагогические задачи:

- ориентироваться на современные цели обучения;

- улучшить эффективность и качество образования;

- активно применять информационно-коммуникационные технологии с применением лингафонного кабинета (программы NetClass);

- создавать и использовать презентации Power Point и материалы Интернет;

- повысить мотивацию учащихся к обучению;

- использовать взаимосвязное обучение различным видам деятельности;

- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;

- реализовать индивидуальный подход;

- изменить характер взаимодействия учителя и ученика;

- повысить качество наглядности;

- усовершенствовать труд учителя.

Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Ученические задачи:

- использование различных каналов поступления информации (слухового, зрительного, моторного)

- в преодолении трудностей в обучении и самоутверждении учащихся

- в раскрытии возможностей и способностей учащихся

- в совершенствовании умений устной речи обучающихся

- в формировании у школьников устойчивой мотивация к изучению языка

- в реализации своих лучших личностных качеств

Технология решения задач:

Компьютерные технологии можно использовать:

- при проведении аудиторных занятий;

- на факультативных занятиях, элективных курсах;

- на дополнительных занятиях с отстающими;

- для самостоятельной работы во внеурочное время.

Следует отметить целый ряд характеристик, присущих только компьютерным учебным материалам:

- интерактивность (способность вести диалог с пользователем, т.е. реагировать на вводимые пользователем запросы или команды);

- использование комплекса средств для предоставления информации: текста, графики, звука, анимации, видео, что позволяет решать такие педагогические задачи, как ориентирование на различные каналы восприятия ученика, варьирование режимов представления информации, показ явлений в динамике, включение в программу заданий и способов деятельности, выполнение которых невозможно без использования компьютера;

- адаптивность (наличие средств индивидуализации обучения);

- нелинейность представления информации;

- индивидуальность дизайна (возможность для проявления индивидуального авторского начала);

- необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой.

Формы работы:

- фронтальная;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная.

При работе в лингафонном кабинете можно использовать все эти формы. Учащиеся сидят каждый за своим компьютером. Работу можно проводить:

- в режиме «учитель-ученик» при фронтальном опросе,

- в режиме «ученик-компьютер» при индивидуальной работе,

- в режиме «ученик-ученик» при работе в парах, причем пары создаются случайно

- в режиме «ученик-ученик-ученик» при работе в группах.

Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. Было отмечено, что при использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремились попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также было отмечено необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.

Мультимедийная презентация иноязычного материала – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-грамматической теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

Презентации помогают решать следующие учебные задачи:

- осознание языковых явлений;

- формирование лингвистических способностей (в языковых и речевых упражнениях);

- автоматизация языковых и речевых действий;

- создание простейших ситуаций общения.

Использование презентаций позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места в лаборантских помещениях. Кроме того, занятие можно проводить не только в специально оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в котором можно развернуть экран и видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).

Для создания ММП мною используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступным действия с анимационным материалом, звуковыми)

В своей работе я использую следующие упражнения:

- линейные упражнения, структура которых носит фиксированный характер, т.е. не подвергается трансформации. Наполнение таких упражнений становится ярким и запоминающимся, возможно использование иллюстраций.

- анимационные упражнения с использованием эффектов анимации, что делает возможной дозированную подачу информации внутри слайда.

Необходимо ориентироваться на три способа использования презентации:

- обучающиеся следят за показом слайдов со своих мест: слайды проецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при любой форме проведения аудиторного занятия, а также на любом этапе урока, например, при семантизации новых лексических единиц, презентации нового грамматического материала, тренировке учебного материала и т.д.;

- обучающиеся во время презентации видят ее на экранах своих компьютеров: по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера); как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа;

- обучающиеся самостоятельно (во внеурочное время) знакомятся с презентацией, она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, повторение пройденного материала, справочные материалы и т.д.)

Как я уже отмечала, презентация может быть использована на любом этапе урока

- фрагментарно (например, на слайдах даны слова по частям мини-лекции и в конце урока – разгадывание кроссворда);

(приложение 3)

(приложение 4)

(приложение 5)

- на слайдах презентации может быть практически весь урок, (напр: где показано введение структуры "used to", тренировка употребления, использование этой структуры в речи при сравнительном описании картинок);

- презентации, которые могут использоваться на уроке в качестве контроля полученных знаний, либо на внеклассном мероприятии (например, «The Houses of Parliament», «Who wants to be a millionaire?»)

Процесс создания презентаций включает творческую работу как самого учителя, так и обучающихся. Конечно, пока учащиеся создают продукт познавательного характера (культуроведческого), например, презентации по Лондону, "Your Role Model", "My Summer Advantures" и др. (приложение «презентации детей»), но в дальнейшем, надеюсь, будут создавать и учебные презентации.

Результаты работы в контексте заявленной темы выражаются в овладении учащимися ключевыми компетенциями, в развитии личностных качеств обучаемых, создании комфортных условий для развития каждого.

Обобщая опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод: внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку способствует:

- повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;

- резкому росту интереса учащихся к предмету, повышению мотивации и познавательной активности учащихся;

- улучшению качества усвоения материала;

- достижению необходимого уровня речевой компетенции;

- расширению возможности инноваций в традиционных уроках;

- подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Создаваемые самим учителем компьютерные продукты рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

В теоретической основе опыта лежат частнопредметная технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова (которая предполагает обучение иноязычному общению с помощью общения и усвоение иноязычной культуры) и общепедагогическая компьютерная (новые информационные) технологии обучения.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Использование презентаций Power Point в учебном процессе обусловливает применение определенных видов упражнений. В сфере компьютерных технологий те разновидности упражнений по способу осуществления речевого действия, которые предлагает Е.И.Пассов, а именно: иммитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, приобретают новые свойства, обусловленные техническими возможностями программы.

Условия эффективности:

- методическая компетентность педагога, изучение теоретических основ информационных технологий

- мотивационная готовность применять активные приемы, современные средства

- изменение учебно-материальных условий (оснащение, мебель, лингафонный кабинет)

- управленческая компетентность педагога

Советы по использованию:

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Поэтому при разработке занятий на основе ИКТ необходимо определить:

- для изучения каких тем целесообразно использовать ИКТ;

- какие дидактические задачи эффективно решаются с использованием ИКТ;

- какие программные средства необходимо использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

- какие предварительные умения и навыки работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;

- структуры и этапы занятия с привлечением ИКТ.

Приложение 3

На слайде дана картинка: нога и футбольный мяч.

Учащиеся работают в парах: один видит эту картинку, а другой сидит спиной к экрану. Тот учащийся, который видит картинку показывает действие, а другой должен назвать это действие , проговаривая предложение, например: A boy is playing football. Либо они могут вести диалог:

Is it a girl? – No, it isn't.

Is it a boy? – Yes, it is.

What is he doing? – учащийся демонстрирует действие.

Is he playing football? – Yes, he is.

Приложение 4

На слайде дана картинка животного.

Все учащиеся садятся спиной к экрану и не видят происходящего на экране. А один ученик видит эту картинку. Учитель дает установку: We are near the wildlife park, but we can't see the animals there because of the great wall. Kolya will climb up the tree and look through binoclus. He should describe the animal he sees and we should guess what animal it is. Учащийся должен описать животное, не называя его. Например: It is orange and brown. It lives in Africa. It has the longest neck.

Приложение 5

На слайде дано название текста и некоторые слова.

Выбрать определенное число key words из всех частей текста, так, чтобы информация была минимизирована, но более-менее равномерно представлена.

Первый шаг: учащиеся работают в парах и строят догадки, предполагают, о чем текст, используя все слова по порядку. Они должны попытаться последовательно связать слова со всего текста, не смотря на то, как далеко они стоят друг от друга. Одна или две версии прослушиваются и сравниваются.

Второй шаг: учитель показывает большее количество слов, учащиеся сверяют свои догадки с новой увеличенной информацией. Опять прослушиваются варианты одной или двух пар, другие могут тоже присоединяться.

Третий шаг: появляется весь текст. Учащиеся смотрят, как близки или далеки от оригинальной версии они были. Этот шаг сопровождают некоторые комментарии.

В конце учащиеся возвращаются к первой усеченной версии текста, чтобы воспроизвести правильную версию. Нужно воспроизвести связный текст, но не идентичный.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: