Открытый урок. М.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс.

Автор публикации:
Орт Елена Ивановна
станция Сумки, Половинского района Курганской области

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Цель:

ñ знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";

ñ повышение уровня восприятия литературного произведения;

ñ развитие критического мышления через изучение произведения.

Задачи:

ñ учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;

ñ помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

ñ развивать творческие способности, навыки работы в группе;

ñ воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Оборудование:

ñ мультимедиа оборудование;

ñ презентация к уроку;

ñ учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

ñ листы для работы в группе;

ñ маркеры;

ñ толковый словарь;

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методический приём: кластеры.

Ход урока

Слайд 1.

I стадия: "Вызов". (мотивация, актуализация, целеполагание).

1. Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна "Мелодия".

Слайд 2.

-Сегодня мы познакомимся с вами с замечательным писателем В.М.Гаршиным.

-Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) - прозаик, искусствовед, критик. Родился 2 (14) февраля в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии в офицерской семье. Мать Гаршина, интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языком, оказала огромное влияние на сына.

- Учился в гимназии (1864-1874), где начал писать, подражая "Запискам охотника" Тургенева. В эти годы увлекался естественными науками.

- Всеволод Михайлович Гаршин покончил собой 5 апреля 1888 года. Похоронен в Петербурге.

Слайд 3.

Слайд 4. - В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль: "Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле:"

Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзны. Сегодня мы поработаем над

(Слайд 5) "Сказкой о жабе и розе".

Слайд 6 ЦЕЛИ УРОКА.

Слайд 7 ВСТУПЛЕНИЕ

Слайд 8 ЗАДАЧА НАД КОТОРОЙ БУДЕМ РАБОТАТЬ

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.

- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.

(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").

- Что такое добро, по вашему мнению?

- Что такое зло?

(заслушиваются ответы детей)

Слайд 9.

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.

II стадия: "Осмысление содержания". (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации).

- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.

- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?

(Ответы детей)

- Попробуем доказать наши предположения опираясь на содержание сказки.

2. Групповая работа.

-Две группы (сегодня вы будете доказывать , опираясь на текст, что роза - это символ добра,

-а что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд 10.

План:

1. Окружающая обстановка.

2. Внешний вид.

3. Действия.

4. Мечты, эмоции, чувства.

- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.

Чтение текста и выделение главного

-за учителем

-цепочкой

-

- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза".

1 группа - Окружающая обстановка.

Слайд 11.

(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").

- Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)

- А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)

Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.

Слайд 12. Поговорим о жабе. На доске схема-кластер "Жаба".

- Расскажите, как показана жаба.

- Окружающая обстановка.

(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").

- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?

(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)

- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?

(Ответы детей: неуютно, угнетённо).

Слайд 13. - Внешний вид.

(Ответы детей: "роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").

- Вам нравится роза?

Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.

Слайд14.

2 группа - Внешний вид.

(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая").

- Вам нравится жаба?

(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).

ФИЗМИНУТКА

Слайд 15. - Действия.

- Что делала роза в цветнике?

(Ответы детей: "росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами",

- А почему роза плачет?

(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).

- Разве роза может плакать?

(Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).

- Какой литературный приём использует автор?

(Ответы детей: олицетворение). Слайд 16.

- О чем могла молиться роза?

(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)

слайд 17. Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.

Слайд 18.

группа - Действия.

(Ответы детей: "ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").

- Оцените её действия.

(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).

Слайд 19. - Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").

- Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)

Значит, главное для розы - это счастье жить:

слайд 20.

- Что помогает понять счастье розы? (её аромат)

- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?

(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).

Слайд 21.

4 группа - Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

-Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?

Слайд 22.

- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?

- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).

-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).

Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.

Слайд 23.

- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?

(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).

- Значит роза - это символ добра? (да).

- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?

(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).

- Значит, жаба - это символ зла? (да).

Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.

Слайд 24

III стадия " Рефлексия".

- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.

Мир жабы злобен? (да)

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье? (да)

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.

- Выполнили эту задачу? (да).

- О чём заставляет думать это произведение?

(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).

Слайд 25.

Заканчивая наш урок, мне хочется сказать: "Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".

Слайд 26 домашнее задание.

САМООЦЕНКА.

Благодарю за работу!

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: