Дидактическая игра - эффективное средство сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста.

Автор публикации:
Вартанян Ирина Михайловна
Ростов-на-Дону, Ростовская область

Одним из эффективных средств сенсорного восприятия слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра.При организации и проведении игровой деятельности воспитатель должен учитывать:

1. Наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должный быть лаконичный и понятный детям, по цвету – яркими, контрастными и насыщенными.

2. Наглядные пособия следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснениям, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира.

3. Предлагаемые детям задания должны быть осознанными и целенаправленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, кон­кретизации образов предметов и развития описательной речи, а ' также способствует осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.

Рассмотрим конкретные примеры игр и заданий. Игра «Кто скорее соберет палочки». Детям предлагается в стаканчики опре­деленного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе иг­ры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геоме­трические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др.).

В задании «Найди такой же» дети дифференцируют от 8 до 12 кругов одного цвета, но разных оттенков. Следует создать ряд от более темного к самому светлому.

В игре «Разложи по цвету» дети по образцу, кто скорее, созда­ют цветовой ряд по оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее создаст гамму цветовых оттенков.

В упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривают изображения крыльев бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети определяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей. В дидактическом задании «Выложи орнамент» предлагается по образцу

составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное по­ложение.

Игра «Подбери чашки к блюдцам». Даются изображения чашек и блюдец или реальные предметы разного цвета. Следует подо­брать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета (комбинаторные способности развивает).

К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «подбери к шарам цветные нитки» и др.

Дидактические игры «Какой предмет больше, меньше?», «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания «Угадай, что изменилось», «Чего не стало?», «Найди и такой же предмет».

В игре «Кто скорее соберет листья» дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета.

В игре «Найди каждому ребенку свою игрушку» дети подбирают игрушку: мальчику — самокат, девочке — скакалку, другим дети волчок, мячик и т.д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу, когда ребенок играет с игрушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.).

В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду.I Игра «Какой геометрической фигуры не стало» предполагают упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать какая фигура спрятана. В игре «Составь из частей целое» дети составляют из вырезанных частей целое изображение.

Дидактическая игра «Кто скорее нанизает свои бусы» способствует развитию глазомера, моторики рук. Вводится элемент выигрыша на скорость. Для развития зрительно-пространственной оринтеровки можно использовать игру «Найди в комнате предметы соответствующей высоты, ширины, длины». Каждый ребенок получает свою мерку: палочку, ленту и др. Надо найти предмет соответственно заданной мере по длине, высоте, ширине, например, «Найди игрушки по высоте палочки».

Для упражнения в выделении формы дается игра «Найди предмет по форме геометрической фигуры». Дети получают геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, эллипс, треугольник, прямоугольник и прямоугольник и геометрические тела: конус, шар, цилиндр, призма и описывают предметы в комнате.

В игре «Каждой игрушке свое место» дети учатся вкладывать в коробки игрушки соответственно размеру.

Игра-лабиринт «Чей телефон?» учит прослеживать глазами изо­бражение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Правильное прослеживание фиксируется фишками; де­ти соревнуются, кто скорее выполнит.

Все умения и знания, полученные на занятиях и в игровой дея­тельности, закрепляются в повседневной, жизни детей.

Для развития пространственной ориентации и зрительных ощу­щений во время прогулки можно использовать игры и задания та­кого типа: «Сравни два дерева», «Чьи следы на снегу?», «Рассмо­три радугу», «Сравни снежинки», «Пройти путь на звук», «Найди дерево, цветок по картинке» и т.д.

На прогулке можно наблюдать изменения природных явлений, сме­ну времен года, показывать большие и маленькие льдинки, сравни­вать их, рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по листочку», «Назови растение по рост­ку и месту посадки», «Угадай, кто ползет по листу» и т.д.

В игровом задании «Кто с каким мячом играет?» упражняются глазодвигательные функции зрения. Дети отслеживают соединя­ющие девочек и мальчиков линии с разноцветными шарами и на­зывают направление движения объектов: вверх-вниз, влево-впра­во, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т.д.

В дидактической игре «Угадай, где позвонили?» идет упражне­ние на выделение направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т.д.

Игра «Угадай, кто позвал?», учит детей дифференциации голоса товарищей.

Приведенные игры повышают способности дошкольников к обобщению и улучшению ориентации в окружающей действительности, а также развивают и активизируют зрение детей.

Используемая литература:

  • 1.Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 2002.

2.Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

3.Корнилова И. Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации. – М.: Изд-во «Научная книга», 2000.

4.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М.: ГороД, 1998.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: