Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Автор публикации:
Платонова Ольга Николаевна
г.Новокуйбышевск, Самарская область

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

"Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине".

Воспитатель: Платонова Ольга Николаевна

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

В рамках федеральных государственных образовательных стандартов направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социально-коммуникативное развитие» социально-личностного направления развития детей. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость"

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. "Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом". (С. Михалков).

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, строя свою работу, нужно учитывать следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся-теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. По существу мы являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.

У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Еще в недалеком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. "Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости" - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благодарный путь возрождения забытых ценностей.


Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.

2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009

3. Далинина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.

4. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005

5. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009

6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008

7. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.

8. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005

9. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005

10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010

11. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011

12. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка- Пресс, 2006

13. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации:
Подписаться на новые публикации Вконтакте