Презентация "ТКМ - как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении информатики"

Автор публикации:
Кравцова Лариса Викторовна
с. Икей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ.

Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно добиться, систематически используя технологию развития критического мышления, как инструмент реализации системно-деятельностного подхода в обучении информатике.

Эта технология дает ученику:

- повысить эффективность восприятия информации;

- повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повысить качество образования учеников.

Технология развития критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.

Технология развития критического мышления предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмен информацией, собственная информация подвергается сомнению. Известно, что хорошо усваивается информация, которая актуальна. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих стадиях работы. Этот этап способствует появлению мотивации в познании нового материала, изучаемого на второй стадии. Это этап целеполагания, на котором каждый обучающийся формулирует свои цели учения. Учитель предлагает учащимся инструментарий, с помощью которого они будут «продвигать» свои цели. Деятельность педагога на стадии вызова направлена на актуализацию у обучающихся имеющих знаний по изучаемой теме, активизацию их деятельности и мотивацию к дальнейшей работе.

На смысловой стадии обучающиеся знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные на стадии вызова, и корректируют свои цели с учетом поступающего к ним нового информационного материала.

На стадии рефлексии учащиеся обращаются к первоначальным записям и предположениям, дополняют их, выполняют исследовательские, творческие задания на основе изученного материала, обобщают и систематизируют изученный материал.

Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности на уроке позволяет решить одну из основных задач современного урока – устранение отчужденности обучающегося от диагностики целеполагания. Важность стадии рефлексии заключается в том, что учителем создаются условия, при которых становится возможным преобразование обучающимися полученной на уроке информации в личностное знание.

Тем не менее, все этапы технологии развития критического мышления не обязательно имеют место на одном уроке – это может быть серия уроков. Очень важно, чтобы цикл «вызов – осмысление содержания – рефлексия» был завершён и имел выход на следующий вызов.

Работая в режиме технологии развития критического мышления учащихся, учитель перестает быть главным источником информации, и, предлагая приемы технологии, превращает обучение в совместный поиск.

Технология КМ, как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении информатике предлагает широкий набор методических приемов, методов и стратегий ведения урока, что способствует формированию навыков работы с различными источниками информации и умений бесконфликтного общения. На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На стадии вызова возможно использование таких методов, как:

- предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса,

- по слайдам просмотренной презентации,

- составление кластеров,

- работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,

- работа с таблицами,

- «верные и неверные утверждения»,

- «Корзина идей»,

- «Перевернутые логические цепочки» и т.д.

Способы организации работы на стадии «вызова» можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и групповой работой. На этапе «вызова» применение таких методов работы позволяет учащимся не только вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы, искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы позволяет заметить, что ученики больше общаются друг с другом, интересуются мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут себя обособленно так, как и им достается определенная роль в группе.

На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

- информационное домино,

- нахождение информации,

- выбор нужной информации с помощью ресурсов интернета,

- составление алгоритма решения задачи, обсуждение его в парах,

- поиск нового решения задачи,

- работа по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,

- «Шесть шляп»,

- составление синквейна и т. д.

На уроках информатики стадия «осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в работе, как текстовую информацию представить в виде числовой, а затем представь ее графически в виде диаграмм и т. д. Выполняя такие задания, ученики не только отрабатывают практические навыки работы на компьютере, но и учатся осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на практике.

На стадии рефлексии используются такие методы, как

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные воп­росы.

Организация устных и пись­менных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

О некоторых методах, приёмах, стратегиях которые применяю на своих уроках, расскажу подробнее.

Приём «Сводная таблица».

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Выглядит эта таблица просто.

Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц возможно на всех стадиях урока. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. «История развития ЭВМ» 11 кл.

ЭВМ 1 поколения

ЭВМ 2 поколения

Линия Сравнения

ЭВМ 3 поколения

Персональные компьютеры

Годы использования

Основной элемент

Быстродействие (операций в сек.)

Количество ЭВМ в мире, шт.


Приём Кластер.

Выделение смысло­вых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим прие­мом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Ур. 5 кл. «Форматирование» - составление кластеров.

Ур.8 кл. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» 8 кл.

Приём «Решение творческих учебных задач»

Цель: стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут.

Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям:

– наличие проблемы, требующей решения;

– достаточность условия;

– корректность вопроса;

– наличие противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают варианты решения.

Приём Толстые и тонкие вопросы.

Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Ур. 12. 3 кл. «Обработка информации» - работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами, работа с таблицами.

Приём «Мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Ур.22 3 кл. «Документ и данные об объекте» - просмотр видеофрагмента и догадаться какова будет тема урока.

Предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса

Ур.23 5 кл. «Систематизация информации»

Стратения «Вопросительные слова»

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, отвечают на вопросы предложенные учителем.

Ур. 23. 4 кл. – Подготовка к контрольной работе

Прием «пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие: вы видите на слайде.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Ур 8 кл. по теме: «Глобальная компьютерная сеть». Раздаю тексты «История развития интернет», «значение интернета» с полосками. Дети читают и делают пометки на полях.

Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

Суть этого приёма - связать последовательность элементов информации в нужной последовательности.

Ур. 24. 2 кл. «Электронный документ и файл»

Задачи типа «Кто есть кто?» – это самые что ни на есть логические задачи. Смысл задач под кодовым названием «Кто есть кто?» довольно прост. Даны отношения между объектами и следуя по цепочке этих отношений, нужно прийти к правильному результату.

Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач – метод графов.

Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный спос

Прием "Ассоциация"

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: "—-"?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые педагог также записывает на листе бумаги или доске.

Приём «Верю – не верю»

При изучении темы «Системы счисления» предлагаю на основе имеющихся знаний оценить истинность и ложность утверждений, которые записаны в виде таблицы на слайде и на отдельных листочках для учащихся стихотворение А.Старикова:

Верно ли, что

В начале урока

В конце урока

1.

Ей было тысяча сто (13)лет,

2.

Она в сто первый (6) класс ходила,

3.

В портфеле по сто (4) книг носила – всё это правда, а не бред.

4.

Когда, пыля десятком (2) ног, она шагала по дороге,

5.

За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий. (4).

6.

Она ловила каждый звук своими десятью (2) ушами,

7.

И десять (2) загорелых рук портфель и поводок держали.

8.

И десять (2) тёмно-синих глаз рассматривали мир привычно, Но станет всё совсем обычным, когда поймёте наш рассказ.

Ученики заполняют первый (второй) столбец таблицы в начале (конце) урока, проставляя в каждой ячейке буквы «В» или «Н» в зависимости от того, как они оценивают то или иное утверждение: как истинное или как ложное.

Стадия осмысления содержания. Подводя итоги работы с вопросами таблицы, учащиеся сравнивают результаты своих размышлений друг с другом в парах. Выясняется, что мнения учащихся относительно истинности некоторых утверждений не совпали. Таким образом, возникла ситуация сомнения: прав ли я, кто из нас прав?

Затем предлагаю учащимся разрешить возникшую проблемную ситуацию, а для этого сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, и способы приобретения новых знаний. Учащиеся обращаются к тексту учебника «Перевод чисел из двоичной системы счисления».

Для наиболее вдумчивого чтения предлагаю ученикам, читая текст, на его полях карандашом расставлять значки:

«+» -я это знал

«-» - я этого не знал

«!» - это меня удивило (думал иначе)

«?» - не понял, есть вопросы, хотел бы узнать подробнее.

Закончив работу с текстом, пары возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока (заполняют значениями «+», «-», «!», «?» столбик «б»), делятся своим мнением с классом.

Но это еще не значит, что учащиеся правильно ответили на все вопросы.

Стадия рефлексии.

Предлагаю обсудить полученные результаты. Выясняю есть ли у них вопросы по тексту. Далее возвращаюсь к рассмотрению последнего столбца таблицы, в котором указываем правильные ответы. Выясняю у учащихся, есть ли у них вопросы по тексту. При необходимости объясняю материал. Записываем алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления.

Продолжением стадии рефлексии может быть выполнение упражнений по рассмотренной теме.

Приём «Компьютерное моделирование»

На своих уроках я использую такие задания как рисование картинок из одинаковых геометрических фигур, это не только развивает в школьниках творческое начало, но и способствует развитию мышления.

Можно использовать различные геометрические фигуры.

Приём Записная книжка Хефеле

Метод записной книжки Хефеле заключается в том, что за неделю до коллективного обсуждения учащимся выдаются записные книжки и сообщается тема, по которой они должны в течение недели делать в ней записи. Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7.

Вот примеры использования приемов «Метода записной книжки Хефеле»:

При изучении темы «Алгоритмы и их виды» учащимся 9 класса предлагается задание:

В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.

Приём «Сам себе помощник»

Этот прием всегда имеет связь с жизнью, то, что в данный момент может быть интересно детям. Они выполняют задания с удовольствием, так как работают на себя. Пример задания:

Рассчитать свои биоритмы с помощью программы Excel по формулам и построить график.

Приём «Работа в группах»

Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.

Прием "Покопаемся в памяти"

Какая тема? (назовите ее);

Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

Почему вам это нужно знать?

Этот приём используется практически в конце каждого урока:

Ур. 17. 5 кл. «Наглядные формы представления информации»

Приём «Информационное домино»

Этот приём уместен на стадии «рефлексии» при подведении итога по какому-то разделу. Раздаю карточки группам. Они играют в домино, составляя понятия в логическую цепочку. Детям очень нравится играть в домино.

Прием «написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу;

Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

  • На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
  • Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.Объясняются правила написания синквейна.

2.В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3.Задается тема синквейна.

4.Фиксируется время на данный вид работы.

5.Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

  • Примеры синквейнов:
  • Компьютер
  • Персональный, современный
  • Хранит, обрабатывает, создает
  • Компьютер – электронно-вычислительная машина
  • Память
  • Цикл
  • Сложный, разный
  • Повторяется, работает, зацикливается
  • Без цикла нельзя начистить картошку
  • Важно
  • Развилка
  • Полная, сокращенная
  • Предлагает, выбирает, решает
  • Нужно выбрать правильный путь.

Проблема

Этот приём может стать стратегией урока, но особенно часто применяется на стадии рефлексии, т.к. синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Безусловно, интересно использование этого приёма в качестве средства творческого самовыражения.

Считаю необходимым применения данных форм в системе, так как большинство ребят с удовольствием выполняют задания через новые для них приемы.

К анализу применения ТКМ хочу причислить мнения учеников:

  • Я люблю ходить на уроки информатики. Очень интересно работать. Можно больше работать в парах.
  • Люблю писать синквейны, у меня здорово получается, а ещё люблю читать их вслух.
  • Мне трудно работать с таблицей «знаю, хочу, умею», потолму что сложно записать свою мысль»
  • Не получается подобрать слова для синквейна.

Эти высказывания ребят для меня очень ценны. Они заставляют задумываться над своей деятельностью, находить плюсы и минусы, исправлять ошибки, а лучше не допускать их.

Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение. Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления как средство реализации системно-деятельностного подхода помогает учителю управлять формированием не только интеллектуальных умений и навыков, но и способствует развитию мышления и познавательных способностей учащихся.

Одной из форм диагностики сформированности УУД может являться диагностическая работа по предмету информатика.

Мною предлагается диагностическая работа в ходе которой отслеживается сформированность познавательных, регулятивных УУД:

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

-Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

-Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

-Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Регулятивные УУД:

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

-Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану,

использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.

Диагностическая работа составлена для обучающихся класса за I и II полугодие.

Задание 1, 2, 3, 4 помогают выявить сформированность анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Задание 5, 6, 7 позволяют проверить способность обучающихся строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Задания 8, 9 выявляют способность работать по самостоятельно составленному плану, используя дополнительную справочную литературу.

Задание 10 проверяет способность обучающихся осмысленно читать текст.

После каждого задания предлагается двойная система оценивания:

1.Ученик оценивает себя самостоятельно, указывая набранное, по его мнению, количество баллов за выполненное задание

2.Учитель оценивает работу ученика, указывая набранное учеником количество баллов за выполненное задание.

В результате такого подхода к оцениванию работы:

-учитель получает возможность оценить насколько объективно обучающийся оценивает свои знания.

-ученик имеет возможность научиться оценивать степень успешности своей образовательной деятельности.

При анализе выполнения диагностической работы ученик исправляет ошибки, используя самостоятельно подобранное средство: помощь учителя, помощь одноклассника, самостоятельный поиск правильного решения.

Анализ использования

В ходе проведения диагностической работы были получены следующие результаты.

Результаты диагностики сформированности УУД

I полугодие

II полугодие

Проверяемые УУД

справляемость

успешность

справляемость

успешность

%

%

%

%

1

Анализировать,

100

69,2

100

84,6

сравнивать,

2

92,3

53,8

100

61,5

классифицировать и

3

84,6

46,2

100

69,2

обобщать изученные

понятия.

4

92,3

53,8

100

61,5

5

Строить логичное

84,6

46,2

100

53,8

рассуждение,

6

76,9

46,2

100

53,8

включающее

7

84,6

53,8

100

61,5

установление причинно-

следственных связей

8

Работая по

76,9

46,2

100

69,2

самостоятельно

9

76,9

46,2

100

69,2

составленному плану,

использовать

справочную литературу

10

Использовать различные

76,9

46,2

100

53,8

виды чтения

(изучающее,

ознакомительное,

поисковое)

84,6

50,8

100

63,8

Таким образом, намечается цель моей коррекционной работы в следующем учебном году, является отработка тех умений, которые вызвали наибольшие затруднения.



Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: