Статья из опыта работы «Играем - правила дорожного движения запоминаем!»
Суркова С.Э.,
старший воспитатель высшей категории
ГБОУ СОШ пос. Просвет СП «Детский сад «Сказка»
муниципального района Волжский
Самарской области
«Играем - правила дорожного движения запоминаем!»
(из опыта работы)
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
На улицахчасто можно наблюдать такую картину: не дожидаясь разрешающего сигнала светофора, пешеходы, нарушая правила, ступают на заветную «зебру», пытаясь перейти дорогу в перерывахавтомобильного движения; игнорируя дорожные знаки, переходят улицу в запрещённом месте, нисколько не заботясь о том, какой пример, они подают детям. А ведь мы, взрослые, являемся для детей образцом поведения.
Детский травматизм на дорогах – серьёзная проблема, с которой из года в год приходится сталкиваться сотрудникам ГИБДД. Чаще всего дети сами являются причиной дорожно-транспортных происшествий. И причина здесь не только в том, что дети плохо ориентируются на дорогах, не соблюдают правила дорожного движения илиу них нет опыта и психологической подготовленности, но что самое главное, очень часто нет положительного примера перед глазами - примера взрослых. Поэтому, каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попадает ребёнок, - это прямой укор всем взрослым, так бездумно нарушающим правила дорожного движения.
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – это знать и соблюдать правила дорожного движения!
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения.
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улице должна быть систематической. И чтобы ребенок не попал в беду, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво. Ему нужно объяснить, что произойдет при нарушении правил дорожного движения с пешеходом, транспортом. Развивать у детей зрительную память, внимание.
Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая деятельность детей дошкольного возраста-игровая. Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому мыиспользуем игры-минутки – кратковременные занятия по безопасности движения. Цель этих «игр-минуток» состоит в том, чтобы повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путём создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления в вопросах «дороги» и «безопасности».В процессе этих игр внимание детей переключается на вопросы безопасности путём разбора проблемного вопроса, где ребёнок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.
Например:
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
- Как определить, далеко машина или близко?
- Можно ли играть на тротуаре?
- Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть улицы на красный сигнал светофора, можно ли следовать его примеру?
- Почему опасно перебегать через проезжую часть?
- Почему надо переходить улицу на перекрестке?
- Легко ли остановить машину на скользкой дороге? и т.п.
Помимо «игр-минуток» мы используем и настольные игры:
- игра «Собери знак» - закрепляетзнание дорожных знаков и правила их выполнения, развивает память, внимание, мышление.
- игра «Узнай знак» - закрепляет знания детей о дорожных знаках.
- «Азбука пешехода»- с помощью этой игры дети быстро узнают язык дорожных знаков и дорожной разметки. Учатся правильно и безопасно переходить улицу.
- игра «Дорога» (детское домино) – дети учатся строить свою дорогу и быстро запоминают предупреждающие знаки.
Интересной и эффективной формой работы стала организация подвижных и ролевых игр, например:
- игра «Автогараж» - закрепляет знания о видах транспорта. Дети упражняются в умении различать дорожные знаки для водителей и пешеходов.
- игра «Наша улица» - уточняет представления детей о правилах поведения на улице и закрепляет знания о правилах перехода проезжей части.
- «Светофор» - на сигнал, подаваемый кругом определённого цвета, дети выполняют соответствующие этому знаку движения.
- «Цветные автомобили» - дети учатся передвигаться по площадке, не задевая друг друга. Игра развивает внимание, наблюдательность и т.д.
Усвоение и закрепление знаний о правилах дорожного движения проводим и с помощью чтения художественнойлитературы, в настоящее время для детей имеется много книг,с яркими красочными иллюстрациями, которые дополнительно дают детям возможность лучшего усвоения и запоминания материала:
- «Умный Светофор» М.В. Дружининой,
- «Автомобиль» Н. Носова,
- «Моя улица», «Велосипед» С. Михалкова,
- «Мяч» С. Маршака,
- «Машины» В. Кожевникова и т.д.
Мы понимаем, что не всё зависит от нас и прилежности пешеходов. К сожалению, существует множество факторов, влияющих на риск пострадать в ДТП, но, прежде всего каждый педагог, родитель должен спросить себя самого: «А что я сделал, чтобы этого не случилось?"
Комментарии