Информатизация учебного процесса в начальной школе

Автор публикации:
Макарова Наталья Серафимовна
Кемеровская область, Гурьевский район, с. Ур-Бедари
Информатизация учебного процесса в начальной школе

Информатизация учебного процесса в начальной школе.

Н.С. Макарова,

учитель начальных классов,

МКОУ «Ур-Бедаревская НОШ»,

С. Ур-Бедари, Кемеровская обл.

Увлечённый новыми технологиями,

мудрый учитель использует только те её открытия,

которые помогут раскрыть, развить и

реализовать способности ребёнка.

Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в нашу повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться использовать эти возможности в образовательных целях. Ведь использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения современного ребёнка.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер в школе становится средством обучения, у которого педагогические возможности по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Уроки с использованием новых информационных технологий здесь особенно актуальны: ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Анализируя опыт применения ИКТ, на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий позволяет:

1.обеспечить положительную мотивацию обучения,

2.проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация, голоса птиц и животных)

3.повышать и стимулировать интерес учащихся, уровень комфортности обучения

4.активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала

5.индивидуализировать обучение

6.развивать навыки самообразования и самоконтроля

7.повышать скорость изложения и усвоения информации

8.вести экстренную коррекцию знаний.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. В работе со своими первоклассниками я применяю данные технологии, начиная с первых уроков.

ИКТ использую по следующим направлениям:

в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка своих и применение готовых компьютерных программ по различным предметам);

проведение урока с частичным использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы),

внеклассной работы и работы с родителями.

Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы позволяют создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Например, при знакомстве с цифрой 1 на уроке математики мы «отправились» в цирк. При знакомстве с компонентами задачи слайды использовались только при изучении нового материала. На уроках обучения грамоте: в страну Азбуковедения, где при изучении новой буквы мы отслеживаем на слайдах обозначения звуков буквами, образование слогов-слияний, месторасположение новой буквы на буквенной ленте. Работа со слайдами сменяется работой с индивидуальным или классным наборным полотном, работой в учебнике. На уроках письма осваиваем «письмо с секретом».

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить любые преобразования.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения.

Планируя урок (работу) с использованием ИКТ, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.

ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. ИКТ помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Поэтому работа с использованием ИКТ чётко продумана и дозирована, носит щадящий характер.

Частота использования любых технических средств обучения влияет на эффективность процесса обучения: если ИКТ используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, бездумное использование ИКТ приводит к потере уч-ся интереса к нему.

Эффективность применения ИКТ зависит и от этапа урока. Использование любого технического средства обучения не должно длиться на уроке подряд 20 минут: уч-ся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Поэтому работа со слайдами чередуется с работой в тетради, с учебником, раздаточным материалом.

Использование ИКТ в начале урока сокращает подготовительный период, а усталость и потеря внимания наступает позже обычного. Например, на уроке математики для разминки я использую презентации «Устный счет». В начальной школе очень важно сформировать навыки устного счета и применение различных игр способствует этому.

Устойчивое внимание уч-ся практически в течение всего урока позволяет поддерживать использование мультимедийной презентации или других ТСО во 2 части урока и в конце его. В этот период времени для самостоятельной работы на уроке математики детям может быть предложено задание составить примеры по картине или решить задачу.

На уроках я использую лишь один компьютер – на учительском столе, но постепенно я даю элементарные навыки использования ПК, приглашая детей для ответа к моему рабочему столу, чтобы каждый ребенок преодолевал неуверенность в работе с любой обучающей программой и тем самым почувствовал свои силы, и заинтересованность в дальнейшем получении знаний.

На уроке окружающего мира дети имеют возможность увидеть ночное небо, планеты и звезды, природное местонахождение полезных ископаемых и многое другое, что является необязательным дополнительным материалом, но весьма интересным для учащихся.

Беседы по безопасности жизнедеятельности мы готовим к уроку вместе с учениками: они получают стихи, определенные роли и наряду с учителем проговаривают правила поведения, как для себя, так и для других. И здесь применение мультимедийной презентации тоже играет свою важную роль.

Правильное чередование различных средств обучения может предотвратить ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой.

Для этой цели я использую динамические разминки, «музыкальные паузы», а также готовые обучающие мультфильмы. Например, уроки тетушки Совы по арифметике и азбуке, где для каждой буквы или цифры дается отдельной урок продолжительностью 3-5 минут. Дети с удовольствием смотрят эти уроки и, отдыхая, подсознательно закрепляют полученные на уроках знания. А мультипликационный или видеосюжет любой электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов.

В работе с родителями презентация удобна тем, что наглядное тезисное отображение устного выступления учителя в большей степени достигнет желаемых целей и задач конкретного собрания. Зрительное восприятие предлагаемых вопросов находит более живой отклик у собравшихся, а не просто безучастное прослушивание, скорее порождает обсуждение темы.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Современное программное обеспечение позволяет использовать как готовые программы (диски с программами), так и составленные, разработанные самим учителем. И для этого совсем не обязательно быть программистом, достаточно владеть компьютером на уровне пользователя.

Я не призываю к тому, чтобы заменить на уроке компьютером учителя и доску. Я хочу, чтобы учителя взглянули на компьютер не как на врага, а как на помощника, способного сделать урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и сточки зрения ребёнка.

Уроки с использованием ИКТ дают возможность творчески работающему учителю

расширить спектр способов предъявления учебной информации,

позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом,

в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя,

это способствует значительному повышению качества образования,

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, и ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: