Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) на тему: «Зима. Зимние забавы»

Автор публикации:
Огнева Ульяна Борисовна
г. Орел, Орловская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10» г. ОРЛА

Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) на тему:

«Зима. Зимние забавы»

автор:

Учитель - логопед

Огнева У.Б.

Цели:

Коррекционно – образовательные

-учить детей подбирать однокоренные слова;

-учить образовывать глаголы прошедшего времени;

- учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными

Коррекционно – развивающие

-расширять и активизировать словарь по теме;

-развивать связную речь;

-развивать логическое мышление, внимание, память;

Коррекционно – воспитательные

-воспитывать интерес к изменениям, происходящим зимой;

- воспитывать умение адекватно оценивать свои ответы;

-воспитывать умение слушать взрослого

Оборудование: вертушки – снежинки, картинки с изображением детей в различных зимних забавах.

Ход занятия

  • I.Организационный момент
  • Психогимнастика: «Как хорошо!»
  • Как хорошо, когда мы улыбаемся,
  • Как хорошо, когда мы удивляемся!
  • И как же нам не весело,
  • Когда мы сердимся и огорчаемся.
  • (все эмоции дети изображают)
  • II. Основная часть.
  • 1.Игра «Что лишнее?»

На доске висит картина с изображение зимы, вокруг картинки: лыжи, сани, коньки, сандалии, снежинка. Дети должны указать лишнюю картинку и объяснить, почему (сандалии, так как зимой они не нужны).

  • 2.Объявление темы занятия. Вводная беседа. Чтение логопедом рассказа «Зима».
  • Зима

Пришла на землю белая и холодная зима. Затрещали морозы, завыли вьюги. Небо затянулось серыми облаками. Выпал и образовал сугробы снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий.

Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по- прежнему зелёные. На деревьях в это время года лежит снег, он надёжно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озёра зимой покрыты льдом. Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий.

Трудно зимой птицам и животным. Нередко бывает им очень холодно и голодно. Поэтому зверей и птиц надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм.

С наступлением зимы и люди начинают одеваться тепло, и зимние моры им не страшны!

  • 3.Игра «Что сегодня, а что вчера?» (подбор глаголов к существительным прошедшего времени).
  • Сегодня снег блестит, а вчера снег…..(блестел).
  • Сегодня снег падает, а вчера снег…..(падал).
  • Сегодня снег сверкает, а вчера снег…(сверкал).
  • Сегодня снег идёт, а вчера….(шёл).
  • Сегодня снег хрустит, а вчера снег… (хрустел).
  • Сегодня метель метёт, а вчера метель….(мела).
  • Сегодня вьюга воет, а вчера вьюга…(выла).
  • 4. Игра «Подбери словечко» (продолжить предложение).

Наступила холодная….(зима).

Повсюду лежит….(снег).

Кружатся белые ….(снежинки).

Дует холодный ….(ветер).

Дети из снега лепят….(снеговика).

  • 5.Физкультминутка «Зарядка».

Все мы делаем зарядку (дети шагают).

Надо нам присесть и встать (сели на корточки – встали).

Руки растянуть по шире (разводят руками),

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре (наклоняются),

И на месте поскакать (прыгают на месте).

  • 6.Игра «Назови зимние забавы» (логопед демонстрирует картинки с изображением зимних забав, дети называют полным ответом).

Девочка катается на коньках.

Мальчик лепит снежный ком.

Мальчик катается на лыжах.

Дети лепят снеговика.

Мальчики играют в снежки.

  • 7.Упражнение на развитие центральной воздушной струи (цвс) «Сдуй снежинку». Детям предлагается подуть на вертушку – снежинку.
  • 8.Игра «Сосчитай 1;3;5».

Одна снежинка – три снежинки – пять снежинок;

Один снеговик – три снеговика – снеговиков;

Один снежок – три снежка – пять снежков;

Один снегирь – три снегиря – пять снегирей;

Одна снежная баба – три снежные бабы – пять снежных баб.

  • 9.Игра «Угадай действие» (логопед изображает зимнюю забаву, а дети угадывают и изображают вместе с ним).

Лепят снежный ком.

Катаются на лыжах.

Катаются на коньках.

Лепят снеговика.

  • III. Итог занятия.
  • Обобщение по теме занятия.
  • Оценка деятельности детей.
Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации