Доклад "Актуальность информационных технологий на уроках башкирского языка"

Автор публикации:
Мухаметьянова Гульнара Харисовна
г. Ишимбай, Республики Башкортостан

Тема: Актуальность информационных технологий на уроках башкирского языка.

Мухаметьянова Гульнара Харисовна,

учитель башкирского языка

г.Ишимбай, МБОУ гимназии №1

Использование компьютера на уроках башкирского языка позволяет сделать урок по-настоящему современным.

Компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. На сегодняшний день эти перспективы могут реализовываться только в отдельных школах с достаточно подготовленными учителями и соответствующим техническим обеспечением, а также с новыми методиками преподавания предметов, в том числе гуманитарного цикла.

Информатизация башкирского языка для меня началась с внеурочной деятельности: участия в создании проектов, создания презентаций к выступлениям, рефератам учащихся. Однако основу деятельности учителя составляет урок. «Как использовать возможности компьютера на уроках башкирского языка? » - одно из направлений в моей работе.

Использование компьютера определяет следующие типы уроков: уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя); уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (компьютерный класс).

Компьютер – одно из средств обучения, применяемых весьма активно и эффективно:

1.при объяснении нового материала;

2.при моделировании различных ситуаций;

3.при усвоении языковых явлений;

4.при диалогах;

5.в процессе поиска, нужного для усвоения знаний;

6.при развитии речи и формировании навыков говорения;

7.при проверке степени полученных знаний и навыков при оценивании;

8.при составлении текстов и редактировании их.

Применение компьютера позволяет усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, дает высокую положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, мышление.

Использование компьютера на уроке помогает сделать более наглядной работу со словом в тексте. Например, при работе над использованием автором изобразительно-выразительных средств отличаем все тропы и фигуры речи. Готовлю рабочие материалы, где на одном слайде все изобразительные средства выделены разными цветами, а на другом они опущены. Выводы для учащихся об использовании автором изобразительно-выразительных средств становятся более конкретными и запоминающимися. При создании учащимися собственных текстов практикую следующий вид работы: ученики создают текст, некоторые фрагменты их работ показываем в демонстрационном режиме и тут же анализируем содержание, речевое и грамматическое оформление. Такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над словом.

Использование компьютера на уроках башкирского языка при работе с текстом помогает конкретизировать и актуализировать предмет речи, у учащихся появляется и внимание к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания башкирского языка: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и личности.

Общение с компьютером прививает интерес к башкирскому языку как к предмету изучения, применение ряда упражнений текстового характера в сочетании с современной методикой, дает положительный результат. Это полезно и с психологической точки зрения: сам процесс соревнования, для определенной возрастной группы – это путь к приобретению знаний.

На своих уроках в 5-9 классах использую текстовый редактор Microsoft Word, в нем можно творить чудеса и без какой-либо специально написанной программы.

Во-первых, этот редактор позволяет писать, ученик видит плоды своего труда сразу.

Во-вторых, компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на их поиски и исправление, в результате, работая с предложением, учащийся видит и анализирует собственный труд.

В старших классах использую программы «Блокнот», «Power Point» для работы с рефератом, докладом, проектом.

Хочется надеятся, что со временем учителя заинтересуются возможностями применения компьютеров в преподавании башкирского языка, а в наших школах все-таки появятся в достаточном количестве добрые, надежные помощники учителя- компьютеры.



Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: