Статья "Повышение качества образования ДОУ посредством взаимодействия с социальными партнёрами"
Статья «Повышение качества образования ДОУ посредством взаимодействия с социальными партнёрами»
Современный детский сад – это тот детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться в условиях конкуренции и новой экономической политики. Среди основных направлений деятельности системы образования приоритетным является «последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества образовательных услуг». Внедрение в деятельность ДОУ модели социального партнёрства, как одного из путей развития, направленного на обеспечение конкурентоспособности ДОУ и удовлетворение потребностей разных целевых групп: педагогических работников, детей и родителей становится весьма актуальным и практически значимым направлением деятельности.
Рассмотрим структуру социального партнёрства:
- ядром его выступает дошкольное образовательное учреждение либо совокупность дошкольных образовательных учреждений;
- помимо ядра существует ряд организаций и учреждений, с которыми осуществляется вертикальная (ступени образования: дошкольное, общее, профессиональное) и горизонтальная интеграция (учреждения образования, науки, культуры и др.).
Таким образом, социальное партнёрство - это сетевое взаимодействие учреждений различных ступеней образования, различной направленности и ведомственной принадлежности, который позволяет расширять ресурсные возможности, привлекать дополнительных специалистов, увеличивать зону инновационного влияния и поле исследовательской деятельности.
В рамках ДОУ внедрение социального партнёрства позволит создать такое дошкольное образовательное учреждение, которое обеспечит не только образовательные запросы населения, но и решит задачи культурно-просветительского характера, и способствовать реализации единения семьи и дошкольного учреждения, уделять особое внимание здоровью воспитанников, их комфортному обучению и сделает установку на непрерывное образование.
- В основе процесса образования социального партнёрства лежит обмен информацией между всеми структурами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех его участников.
Элементами социального партнёрства могут быть организации в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т. д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.
Предлагаю рассмотреть модель социального партнерства на примере нашего ДОУ (Рис.1).
Ядром его является дошкольное образовательное учреждение, которое выполняет функцию общей подготовки детей к школе. Однако уже на данном этапе возможно выявление наклонностей ребёнка, которые необходимо заносить в личное дело, на основе сведений которого может быть составлен психологический портрет дошкольника.
На территории 6 микрорайона имеется детская поликлиника, которая осуществляет мониторинг состояния здоровья подрастающего поколения. На базе нашего сада проводятся профилактические осмотры узкими специалистами, закаливающие процедуры, массажи и многое другое. Врач-педиатр привлекается к просветительской деятельности с педагогами и родителями. (Тематика встреч разнообразна: «Вакцинация против гриппа», «Реакция манту», «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» и многое другое).
МБДОУ Колокольчик» поддерживает деловые и партнерские отношения с такими учреждениями как: МБУК «МРЦ», пожарная часть, МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2», МБУК «Музей воинской славы», МБОУ ДОД «Центр детско творчества».
Тесное взаимодействие специалистов перечисленных учреждений с ДОУ способствует созданию у детей целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры.
В рамках данного взаимодействия проводятся совместные мероприятия, посещения выставок, концертов: «В Колокольчике своём очень весело живём» - совместный концерт детей ДОУ и ДМШ №2, «С чего начинается город», «Город и его символы», «Город, в котором я живу», «Мой город», «Жил-был мамонт», «Что нам стоит чум построить» - цикл музейных тематических занятий; «Это слово не последнее» - посещение выставки; «Материальная и духовная культура коренных малочисленных народов Севера» - передвижная выставка.
Совет родителей Учреждения является представительским органом родительской общественности и создается в целях обеспечения систематической связи Учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам развития, обучения, воспитания и коррекции детей.
На протяжении многих лет ДОУ активно сотрудничает с МБОУ СОШ №8. Сотрудничество со школой позволяет проводить совместные мероприятия, направленные на формирования здорового образа жизни («Веселые старты»), В рамках работы по преемственности со школой для педагогов МБОУ СОШ № 8 организованы открытые просмотры занятий по математике и обучению грамоте с детьми подготовительной группы, совместныеспортивные праздники, развлечения (школа приглашает детей из детского сада; детский сад приглашает школьников). Педагоги ДОУ имеют возможность присутствовать на уроках первоклассников.
Результатом совместного сотрудничества детского сада и школы является:
−высокая оценка легкой адаптации к школьному обучению учителями первых классов;
−успешность в обучении;
−развитие высокого познавательного интереса к обучению;
−социальная компетентность выпускников и их родителей;
−сформированность активной жизненной позиции родителей и детей.
Взаимодействие социальных партнеров строится на основе принципов взаимодействия, интеграции, саморазвития, самоорганизации и социальной адаптации дошкольного образования.
Внедрение социального партнёрства в образовательный процесс старших дошкольников позволит существенно расширить круг межличностного общения детей: интерес и умелое вовлечение детей в образовательный процесс, а также доступное объяснение для чего и кому это необходимо, способны развить в старшем дошкольнике такие качества личности как ответственность, коммуникабельность, умение искать и использовать информацию, приобретать первый опыт в исследовательской и практической деятельности.
Таким образом, внедрение социального партнёрства повышает эффективность и качество дошкольного образования.