Познавательно-исследовательский проект «Этот волшебный мир кристаллов» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Для всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста важное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи человека и природы. В дошкольном детстве необходимо сформировать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира, научить самостоятельно применять полученные знания в своей деятельности.
Проектная деятельность помогает дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
В нашей работе мы использовали краткосрочный познавательно-исследовательский проект, рассчитанный на две недели.
Цель проекта: изучение «мира кристаллов» и способов их выращивания.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
способствовать расширению знаний детей о кристаллах;
стимулировать познавательную активность в процессе ведения опытно-экспериментальной деятельности;
поощрять в выдвижении гипотез детьми;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
воспитывать умение видеть многообразие мира, чувство прекрасного,.
Совместно с детьми была выдвинута гипотеза: «Сможем ли мы самостоятельно вырастить кристалл».
На первом этапе проекта с детьми изучалась познавательная литература о кристаллах (Николай Белов «Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов», Сергей Афонькин «Минералы и драгоценные камни», И.Н. Рыжов «О чём шептались камешки»), просматривались мультфильмы по произведениям П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»), разучивались стихи, загадывались загадки, проводилась беседа о кристаллах и рассматривались образцы различной соли, схемы выращивания кристаллов.
Второй этап проекта предусматривал выращивание кристаллов соли и медного купороса. Проводилась работа в мини-лаборатории «Почемучка»:
– дети изучали минералы соли и медного купороса;
– в форме опытно-практической деятельности проходило непосредственное выращивание кристаллов.
Дети устанавливали следственные связи и самостоятельно делали выводы: о растворимости, хрупкости и твёрдости кристаллов.
В течение двух недель велось наблюдение за ростом кристаллов. Результаты заносились в дневники наблюдений.
Итоги проекта: дети научились выращивать кристаллы соли и медного купороса, вести дневники наблюдений, строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (блестящий, прозрачный, твердый, сверкающий и др.). Выращенные кристаллы поместили в коллекцию камней и минералов.
Дальнейшая работа предполагает выращивание кристаллов соды и сахара, создание мини-музея «Волшебный мир камня».