Конспект НОД на тему: «Свойства воды» (старшая группа)

Автор публикации:
Харитонова Анна Валерьевна
Брянск

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность

- закрепить знания о круговороте воды в природе

2. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Материалы и оборудование:

Рисунок «Круговорот воды в природе», схемы свойств воды. Соль, сахар, лимонная кислота, картофель, вода.

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, «формочки», кисточка, краски

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ход НОД:

Организационный момент:

- Ребята, я вам предлагаю стать экспериментаторами. А как вы думаете кто такие экспериментаторы? Чем они занимаются? (люди, которые занимаются исследованиями, проводят эксперименты, опыты)

- А вот с чем мы будем экспериментировать вы узнаете, если отгадаете загадку:

В морях и реках обитает

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

- Верно, мы будем экспериментировать с водой.

Основная часть.

- Ребята, а помните, мы с вами делали опыт с водой. Давайте посмотрим. ( опыт с пленкой и водой). Что изменилось? ( появились капельки воды) Как вы думаете, почему? (солнце пригревает и вода испаряется, образуются капельки воды).

А теперь посмотрите на эту схему «круговорот воды в природе» .

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Вот так вода возвращается к нам на землю. (рассказ+ демонстрация).

- Ребята, чтобы начать наши эксперименты с водой, нам нужно добраться до лаборатории и переплыть через море. На чем мы поплывем?(на корабле) Садятся на «корабль» и звучит шум прибоя.

-Вот мы и в лаборатории.

Опытно-исследовательская деятельность.

  • 1)- Перед вами стаканчики с водой. Давайте перельем воду в формочку. Что мы видим, вода какая? : жидкая (схема)
  • 2)- Посмотрите на воду в фомочке, она стала какой формы? Давайте перельем в стакан? Какую форму приобрела вода? ( форму стакана) Имеет ли вода определенную форму?(нет) Какой вывод сделаем? (вода приобретает всегда форму емкости, в которую ее налили)( схема)
  • 3)Возьмите кисточку и опустите в воду. Посмотрите сквозь стакан? Какая вода? (прозрачная, не имеет цвета). А теперь наберите кистью краску и размешайте в воде? Видна теперь кисточка? (нет) Какая стала вода? (окрашенная, непрозрачная). (схема)
  • 4)Ребята, а вы любите пирожки и булочки, аппетитный запах разносится по всей квартире. Тонкий аромат издают цветы. А понюхайте воду. Чем она пахнет?
  • ( вода не имеет запаха).Схема
  • 5)Ребята, вам хорошо знаком вкус соли, сахара, яблок, торта, картошки. Попробуйте воду. Какая она на вкус? (не имеет вкуса)

- А теперь возьмите любой стаканчик и попробуйте воду (вода с растворенной солью, сахаром, лимонной кислотой) Какой вкус у тебя? (ответы детей) (схема)

Кто может по схемам рассказать перечислить свойства воды?

Давайте немного отдохнем

Физминутка.

"Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

- Перед нами стоит банка с водой, лежит картофель. Возьмем яйцо и опустим в банку с водой. Что случилось с картошкой? (утонул). Картошка утонула, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем соленую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустим туда картошку. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что картофель будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду) .

Заключительная часть.

Посмотрите на глобус. Кажется, что воды на Земле много – сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду мы пьем, соленую или пресную? (пресную) Человек не может пить соленую воду, а ее как раз на земле больше чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, использованную, а она загрязняет водоемы. Ребята, а мы с вами как можем помочь сохранить воду? ( не забывать закрывать кран, чист. Зубы из стаканчика, не лить воду без надобности)

САДИМСЯ НА КОРАБЛЬ И ВОЗВРАЩАЕМСЯ В ДЕТСКИЙ САД (звучит шум моря) .

- О чем мы с вами говорили? Что вам понравилось в нашем путешествии, что запомнилось?

Поблагодарить детей за работу.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: