Урок окружающего мира в 3 классе «Памятники природы Вольского района, краснокнижные растения»

Автор публикации:
Хвастунова Ольга Петровна
р.п.Сенной

Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века»

По теме: «Памятники природы Вольского района, краснокнижные растения»

Цели и задачи урока

Образовательные:

Познакомить с понятием «Памятники природы», «Красна книга России», «Красная книга Саратовской области»;

Дать краткую информацию о растениях нашего края;

Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;

Учить детей правильному поведению в природе;

Развивающие:

Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой;

Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;

Развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;

Воспитательные:

Воспитывать гуманную, творческую личность, бережно относящуюся к живым существам;

Воспитывать способность к сопереживанию;

Воспитывать уважение и любовь к родному краю;

Здоровьесберегающие:

Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;

Частая смена видов деятельности учащихся;

Оборудование:

Мультимедиа, презентация к уроку;

Книги «Красная книга России», «Красная книга Саратовской области», книги по теме для выставки;

Тип урока: нестандартный; урок усвоения новых знаний;

Приёмы: разъяснение, вывод правил;

Формы: общеклассная (фронтальная), самостоятельная.

I.Организационный момент

Слайд

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Вы проверьте-ка, ребятки!

Сегодня в нашем классе

Урок уж больно важный!

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в поход по просторам нашей родины.

II. Целеполагание и мотивация

- Чтобы отправиться в поход мы должны помнить о правилах поведения, быть внимательным ко всему окружающему, чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы, уметь правильно задавать вопросы другим.

- Посмотрите на карту перед нами поле «ЗАМЕЧАЙ-КА»

- Ребята, посмотрите фотовыставку на тему «Как прекрасен этот мир».

- Не правда ли прекрасны творения природы. Как хорошо, что на Земле есть растения и животные! Без растений не было бы жизни на земле. Ими б только восхищаться, насколько щедра природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли.

III. Постановка проблемы урока

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметно это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Действительно на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Они нуждаются в охране.

- Над какой темой будем работать во время похода по уголкам нашей Родины? (выясним, почему исчезают растения, какие растения занесены в Красную книгу, выработаем правила поведения в природе)

- Сегодня мы с вами узнаем, что такое «Красная книга», памятники природы, есть ли они у нас, в Вольском районе, составим правила поведения в природе.

IV. Усвоение новых знаний

  • 1.Объяснение нового материала

- Следующий привал луг «УЗНАВАЙ-КА»

Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими, а есть и такие, которых мы никогда не увидим.

- Скажите, почему стали редкими некоторые виды растений и животных?

- Прочитайте задание 1 и ответьте на вопрос, правильно ли поступают люди?

(1 ученик читает, остальные обобщают ответ)

- Какой сделаем вывод?

(от того, как человек будет вести себя в природе, будет зависеть благополучие окружающего мира. Нанося вред природе, мы наносим вред в первую очередь себе. Ведь человек – это часть природы).

Не убивайте – кричат животные!

Остановитесь – шепчут растения!

И человек услышал мольбу природы.

- Что нужно сделать человеку, чтобы растения и животные не исчезли с лица Земли? (создавать заповедники, парки, дендрарии)

- Что такое заповедники, национальные парки, дендрарии?

- Давайте прочитаем, что такое заповедник, национальный парк, дендрарий из Задания 2

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Заповедник – место, где оберегаются редкие животные и растения, уникальные участки природы.

Дендрарий – или ботанический сад, в котором выращивают различные деревья и кустарники.

Парк – большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоёмами.

- Ребята, кто знает, что такое «Красная книга»?

- Почему её назвали красной? (сигнал опасности, тревоги)

- Правильно. Её цвет, как сигнал светофора, предупреждает: ОСТОРОЖНО! МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ БЕДА!

Первую «Красную книгу» создали в 1948 году. Учёные стали изучать, каким животным и растениям планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом эти списки издали в виде книги и назвали её «Красная книга фактов». В 1966 году пересмотрели списки и создали «Международную Красную книгу», которая хранится в Швейцарском городе Морже. Эта книга необычна тем, что у неё страницы разноцветные:

- У каждого из вас есть цветные карандаши, я буду рассказывать, а вы выполните задание 3.

Чёрные: списки тех, кого мы никогда не увидим, кто уже вымер (саблезубый тигр, сигиллярия)

Красные: особо редкие и исчезающие виды растений и животных (амурский тигр, тюльпан поникающий)

Оранжевые: списки растений и животных, число которых быстро уменьшается. (кувшинка белая, суслик крапчатый)

Жёлтые: виды растений и животных, считаются редкими, но число не сокращается (средний дятел, герань цыганская)

Белые: мало изученные виды (слоновая черепаха, земляная звезда)

Зелёные: животные и растения, которых удалось спасти (лось, майский ландыш)

2. Самостоятельная работа

- В нашей стране «Красную книгу создали в 1974 году.

- А какие растения в неё занесены, вы узнаете из задания 3.

- Прочитайте и расскажите, о чём вы узнали.

1 вариант

Семена водяного ореха содержат много питательных веществ, они вкусны и полезны.

2 вариант

Семена тиса похожи на ягоду, которая привлекает птиц, разносящих семена. Для некоторых домашних животных семена тиса ядовиты, но их без вреда для себя поедают олени, зайцы, колули.

V. Физическая минутка.

- Вот перед нами роща «ОТДЫХАЙ-КА»

Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

VI. Творческое добывание знаний.

Мы подошли к лесу «ДУМАЙ-КА»

- Посмотрите, одна семья пришла в лес. Можно ли так вести себя на природе?

- Давайте выработаем правила поведения на природе.

Работа класса

- Перед вами таблица.

- Соедините линиями левую и правую части, и мы узнаем правила поведения на природе.

не

ломайте ветки

оставляйте мусор на природе,

ловите бабочек,

жгите костры,

рвите цветы,

убирайте его за собой!

стрекоз, жуков!

не подготовив почву!

берегите прекрасный мир растений!

деревьев и кустарников!

Вывод: Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручейки, цвели цветы и пели птицы. Как это сделать вы уже знаете.

VII. Продолжение работы по теме.

Слайд

Мы вошли в парк «СЛУШАЙ-КА»

Наш Вольский район находится на северо-востоке Саратовского Правобережья. Он расположен на Приволжской возвышенности, занимая одну из самых живописных, резко расчлененных и залесенных ее частей, примыкающих к долине р. Волги. Это самый крупный по территории район Саратовского Правобережья.

Здесь взяты под охрану 9 памятников природы. Памятник природы Змеевы горы взят под охрану в Воскресенском районе, но его северная часть находится в Вольском районе. Посмотрим на них…

Змеевы горы протянулись от города Вольска вниз по течению Волги до села Воскресенское. Рельеф Змеевых гор холмисто - волнистый. Отдельные холмы - их здесь называют шиханами - достигают 285 метров абсолютной высоты. Они отличаются пологими склонами с глубоко врезанными в них балками и оврагами.

Летом 1887 г. упорно держался слух о появлении громадного змея в лесах села Ягодной Поляны (Саратовского уезда). В волостях уезда ходили всевозможные рассказы и басни об этом чудовище. Одни уверяли, что змей этот черный, более двух сажень длины, в ведро толщины, с огромной человеческой головой и говорит, только непонятным языком; другие рассказывают, что встречали его у дороги, и он человеческим голосом просит поцеловать его, коли противно, то прикрыть, и ежели исполнить змеево желание, то он дает клад. Эта старинная легенда имеет соотношение с реальным названием Змеевых гор, что тянутся от города Вольска на 35 км вниз, по правому берегу Волги. Из глубины старины сложился рассказ, что они получили название от неимоверной величины змея, жившего долгое время на этой горе, делавшего много вреда. Местные жители обязаны были платить ему дань: регулярно посылать своих девиц, которых он съедал. Один из богатырей вступил с ним в поединок и, победив, разрубил на части, мгновенно превратившиеся в камни.

А в северной части Вольского лесного массива, недалеко от с. Нижняя Чернавка расположился сравнительно небольшой участок коренного соснового бора, который признан памятником природы и называется урочище «Сосновый бор» — это своеобразный «останец» древних сосновых лесов среди степей. Когда-то такой естественный контраст леса и степи в этом урочище был более ярок и выразителен. Позднее вокруг древнего бора сделали обширные подсадки сосны.

Также в Вольском районе находится под охраной долина «Стрелка». Поскольку вся эта необычная долина окружена высокими холмами и имеет, как стрелка компаса, направление «север-юг», она подвержена холодным потокам воздушных масс, а от теплых юго-восточных ветров полностью загорожена Вольскими горами. Именно потому здесь формируется свой особенный климат, достаточно влажный и относительно прохладный. Весной здесь долго не тает снег и дольше сохраняется влага. И неудивительно, что здесь такое разнообразие редких и краснокнижных видов растений. Из растений Красной книги России здесь отмечено 6 видов, а представителей Красной книги Саратовской области — 26 видов.

Ну если мы заговорили о растениях красной книги, то стоит отметить несколько интересных видов, которые присутствуют на территории Вольского района.

Венерин башмачок-многолетнее травянистоерастение. Легенда говорит, что некогда, спасаясь в северных лесах от преследования, богиня красоты Венера оступилась среди топких болот и кочек, и с ноги ее слетел башмачок. Прекрасная туфелька богини тут же превратилась в цветок – так и появился башмачок Венеры. Он занесен в Красную книгу, встретить башмачок в естественной среде обитания не так-то просто. Это связано и с последствиями деятельности человека

Дремлик назван так благодаря поникающим, как бы "дремлющим" цветкам. К роду относятся многолетние травянистые корневищные растения с соцветием в виде прямой кисти, состоящей из довольно крупных зеленоватых, пурпуровых, реже беловато-желтоватых поникающих цветков. Цветок состоит из 6 свободных лепестков, расположенных в два круга.

Одним из самых дорогих и очень популярных сейчас растений в странах Западной Европы, Соединенных Штатах и Канаде является пион тонколистный. В России этот цветок известен лишь немногим старым цветоводам. В Вольском районе такое редкое растение тоже встречается.

VIII. Первичное закрепление.

- Следующий привал на «ЛУЖАЙКА – ОБОБЩАЙ-КА»

1) От чего зависит благополучие окружающего мира?

2) В каком году создали первую «Красную книгу»?

3) О каких памятниках природы Вольского района вы сегодня узнали?

IX. Информация о домашнем задании

И последняя наш привал «РЕКА ЗАПОМИНАЙ-КА»

Стр.82-83 прочитать о редком и могущественном женьшене, о национальном парке Лосиный остров.

X. Выставление оценок с комментированием

XI. Рефлексия

- О чём вы узнали сегодня на уроке?

- Понравился вам поход в природу?

- Я хотела бы поблагодарить всех ребят за активное участие в походе, который я предложила. Спасибо всем!

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации:
Свидетельство о публикации: