Статья "Развитие интереса к региональной культуре у старших дошкольников"

Автор публикации:
Ощепкова Екатерина Александровна
р.п.Солнечный, Хабаровский край

К вопросу о развитии интереса к региональной культуре у старших дошкольников

Ощепкова Е.А.

Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатства мировой культуры, присвоение общечеловеческих ценностей, формирование собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми регионального культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общегосударственного и регионального в трудах Арнольдова А.И., Бердяева Н.А., Дмитриева А.Н., Добрынина В.И., Кагана М.С., Соловьёва В.С., Розанова В.В. и др. Формой проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами является интерес. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Региональная культура – специфическая культурная система, обладающая относительной автохтонностью. Общим для региональных культур является единое общественное творческое начало, а различает их форма, определяющаяся особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур.

Педагогические исследования определяют интерес как важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом (Буре Р.С., Островская Л.Ф.) и рассматривают его интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием (Сорокина А.И.). Интерес всегда имеет предметную направленность, а так же имеет огромное прогрессивное значение в развитии личности.

Приобщение к региональной культуре детей необходимо при обязательном присутствии личностного и познавательного интереса, доступности и возможности действовать в соответствии со своими способностями. Такие условия предоставляет декоративно – прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры конкретной территории. Хабаровский край – типичный полиэтнический субъект Российской Федерации. Декоративно – прикладное искусство данной территории соединило в себе традиции малых народностей Приамурья.

В нашем исследовании воспитания интереса к региональной культуре у детей старшей группы осуществлялось поэтапно. На каждом этапе решались задачи которые были обусловлены результатами эксперимента. Работу мы строили по принципу интеграции разных форм воздействия на детей, родителей и воспитателей. Базой нашей экспериментальной работы было МБДОУ д/с «Алёнушка» п. Солнечный. В эксперименте участвовало 15 детей старшей группы.

В процессе эксперимента в комплексе использовались разнообразные методы и приёмы, помогающие реализовать образовательные и воспитательные задачи по воспитанию интереса к региональной культуре. Эти методы были направлены, прежде всего, на ознакомление детей с декоративно – прикладным искусством края через наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы. Все эти методы мы старались применить дифференцированно, учитывая уровень знаний детей о декоративно – прикладном искусстве, на котором находится тот или иной ребёнок, и специфику следующего, более высокого уровня, которого он должен достичь.

В результате работы на первом этапе эксперимента предметы художественных ремёсел стали личностно значимыми для воспитанников, у них сформировалась потребность реализовать собственные интересы деятельности. Тем самым осуществилась подготовка к переходу на второй этап эксперимента, целью которого было развитие поисково – исследовательского интереса в процессе освоения способов создания, изображения и оформления изделий ремесленников.

Основными методами работы на этом этапе было чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, рисование орнамента и выполнение аппликации орнамента по образцу мастериц народов Приамурья. Основными формами организации дошкольников на данном этапе были: самостоятельная художественная деятельность, придумывание сказок, их инсценирование.

Проведённая нами работа позволила констатировать, что декоративное, народно – прикладное искусство способствовало воспитанию интереса детей старшего дошкольного возраста к регионально культуре, её фольклору, изобразительному искусству и т.д. Дети теперь не только узнавали, но и научились ценить произведения культуры края.

Сравнив результаты работы в старшей группе детей до и после освоения детьми специальной обучающей программы, мы выявили, что за период целенаправленной работы произошли существенные изменения в уровне развития интереса к региональной культуре у испытуемых.

Мы убедились, что декоративно – прикладное искусство конкретного полиэтнического региона являются объектом интереса детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: поэтапной организации процесса воспитания интереса; овладении детьми интеллектуальными умениями познания и изобразительными умениями отражения мотивов декоративно – прикладного искусства региона в собственной деятельности. Работа вызвала интерес не только у детей старшей группы их родителей, но и у педагогов данного МБДОУ. Поэтому данную программу планируется адаптировать для других старших возрастных групп ДОУ, т.е. работа будет продолжаться, т.к. исследованная проблема коллективом признана актуальной для данного МБДОУ.

Библиографический список

  • 1.Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду / [Текст]З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с., ил.
  • 2.Каплан Н.И. Народное – прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока / [Текст] Н.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1980. – 125 с., ил.
  • 3.Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребёнок в детском саду. – 2002. - №1. – С. 42 -48.
  • 4.Левчук Л. Региональная модель образования и национальные интересы России // Народное образование / Л. Левчук. – 1997. – С. 20 – 23.
Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации:
Подписаться на новые публикации Вконтакте