Игры с использованием ТРИЗ - технологии "Разбуди в себе волшебника"

Автор публикации:
Харитоненко Галина Васильевна
Республика Бурятия, п.Северомуйск

Харитоненко Г.В.

Технологии развивающего обучения. Игрыс использованием ТРИЗ - технологии.

«Разбуди в себе волшебника»

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображение малыша, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумеваетразвитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами, А для этогонадонаучить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь, от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

С помощью игр важно не только научить ребёнка чему – либо, но и вселить уверенность в себе, сформировать уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.

Каждая игра – это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

«Кто я?»

Игра на развитие творческих способностей. «Кто я?» - спрашиваетеу ребёнка и воображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) машину, поезд, самолёт, зайчика, врача, чайник и т.п. Когда ребёнок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

«Покажи по – разному».

В игре участвуют несколько человек, дети знакомятся со словами – антонимами. Например: высокий – низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит:«Сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будите идти также как сейчас, а если низкие – то нагнётесь. Тот, кто не нагнётся вовремя – выходит из игры».

Тяжёлый – лёгкий. Каждому участнику игры даётся пустой пакет. Взрослый говорит: «Вы несёте сумки. Сумка может быть или лёгкой или тяжёлой. Покажите, как несут лёгкую сумку. Игру можно продолжить, разыгрывая следующие пары слов: весело – грустно, жарко – холодно, быстро – медленно и т.д.

«Разноцветная вода».

Предложить ребёнку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета.

Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешивания цветов. Сочетание красной и жёлтой краски даст оранжевую воду, жёлтой и синей – зеленую, синей и красной – фиолетовую. Показать детям изображение радуги из шести цветов (исключая голубой) и объяснить волшебные свойства красок: из основных цветов (красный, жёлтый, синий) получаются промежуточные, лежащие между основными. Заморозить покрашенную ребёнком воду, а потом рассмотреть вместе с ним цветные льдинки, и вспомнить, как получились такие цвета.

«Волшебные кляксы».

До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается и можноначинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Угадай, что получится?»

Для этой игрынужны лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый начинает какой-нибудь рисунок (линию). Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

«Волшебная палитра».

Сливая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Лучше всего пользоваться при этом гуашью. Ребёнок может, изобразит, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

«Самое весёлое».

Для игры потребуется карандаши, а ещё лучше – краски и листы бумаги, Всем участникам предлагается нарисовать что-нибудь весёлое – самоё весёлое на свете. На рисунке можно изображать не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. Готовые рисунки рассматриваются, и принимается коллективное решение: чей рисунок оказался самым весёлым.

«Чего на свете не бывает?»

Предложить ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал, вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, чтона нём изображено, не встречается в жизни. Игра пройдёт веселее, если вы тоже примите участие в придумывании и рисовании.

«Зёрнышки».

Дети сидят или стоят в кругу. После каких-либо слов ведущего все становятся зёрнышками. Для этого нужно сесть на полили на землю и сгруппироваться: поджав под себя ноги и прижать голову к коленям, Кто - то из детей идёт по кругу и «поливает» зернышки из лейки. Политые зернышки начинают постепеннопрорастать, тянуться вверх к солнышку. Дети сами решают, кем они станут: деревом, цветком или колоском. Подниматься надо не спеша, красиво, вставая с колен и вытягивая руки вверх. При этом можно покачиваться в разные стороны. Полностью поднявшись, дети, встав на носочки, совершают небольшое усилие и постараются ещё чуть-чуть подтянуться.

«Что это может быть?»

Взрослый предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д.Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Что это?»

Воспитатель называет слово, а дети должны подумать: что это или про кого так можно сказать: бегущий (висящий, брошенный, срубленный и т.д.). Предложить детям нарисовать.

«Путешествие в выдумляндию».

Взрослый предлагает закрыть глаза и посчитать до 10 и обратно.

-Ребята, вы оказались в незнакомой стране в «Выдумляндию».

-Остановитесь возле странного дерева: какбы вы его назвали?

Далее развиваем сюжет по типу народных сказок. Сюжет могут придумать сами дети.

«Волшебные палочки».

Знакомство с величиной.

-Ребята, представьте себе, что длинные (короткие) палочки – волшебные. Во что они могут превратиться.

«Что бы это могло быть?»

Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинки, а они придумывать, на что эта картинка похожа.

Ответы: волосы, забор, солнышко, ежик, мостик, расческа, игольница.

Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Расскажи об их настроении».

Взрослый предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

«Спасатели»

Взрослый предлагает подумать и ответить на вопрос: «как спасти собаку, плывущую на льдине?». « Как спасти собаку, поднятую на волшебном шаре?»

«Поможем художнику»

Предложить детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

«Помощник для мамы»

Взрослый: представьте себе, что изобрели помощника для домашней работы. Каким он должен быть? Рассмотретьработыдетей и выбрать вместе с детьми необычные работы.

«Придумай сам».

Взрослый: вы прилетели на другую планету. Нарисуйте, что бы вы могли там увидеть? Когда рисунок будет готов, можно детям предложить придумать историю.

«Волшебные картинки».

Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета. Изображение расположено так, что остаётся свободное место для дорисовывания. Отметить наиболее интересныекартинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: