Памятка для родителей "Игровые (авторские)упражнения для подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте"

Автор публикации:
Чащина Татьяна Юрьевна
г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Игровые (авторские) упражнения для подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте

Что необходимо рассказать ребёнку? Прежде всего, объясните, что наша речь состоит из слов, а слова - из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, то оно будет обозначать совсем другой предмет или просто потеряет свой смысл (крот – рот, кролик – ролик). То же произойдёт, если неправильно произносить звуки (рак – лак, мышка – миска, лампа – вампа, до свидания – до съедания). Поэтому нужно учиться в игре слышать и произносить все звуки родного языка!

Достаточная сформированность фонематического (речевого) слуха способствует быстрейшему усвоению звуковой стороны детской речи. Именно поэтому образцом, воспитывающим речь малыша, должна быть грамотная, чистая, выразительная речь окружающих (ребёнок сначала слышит, а потом говорит). Не менее важным является и само общение малыша и взрослого. Ведь говорить ребёнок начинает, испытывая потребность к высказыванию и понимая, что близкий взрослый человек будет внимателен к его словам.

Итак, легче других произносятся гласные звуки: [А], [У], [О], [Ы], [И], [Э]. Гласные звуки всегда произносятся с открытым ртом. Губы, зубы, язык «не мешают» воздуху проходить через рот, голосовые связки работают (горлышко дрожит – «Голосок» поёт свою песенку).

Когда мы произносим согласные звуки, струя воздуха встречает на своём пути преграду: язык, губы, зубы, которые занимают определённое положение (артикуляцию), необходимое для данного конкретного звука. Вы понимаете теперь, какими подвижными и легко переключаемыми с одного положения на другое должны быть наши органы речи?!

А теперь мы будем учиться играть с гласными и согласными звуками для того, чтобы и наши дети в игре смогли усвоить эти достаточно сложные для восприятия понятия. Только после усвоения этих знаний мы с уверенностью можем продолжить работу по формированию звукового и слогового анализа и синтеза, приступить к составлению звуковых схем слова и, таким образом, оптимизировать процесс подготовки к обучению грамоте в школе.

Упражнение «Правила-запоминалки» про гласные и согласные звуки с опорой на цветные звуковые сигнальчики:


Обозначение гласного звука

Звук поётся, значит - гласный.

Мы возьмём сигнальчик красный!

Последовательное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем в «Колечки»


Обозначение твёрдого согласного звука

Произносим звук согласный

Уверенно и твёрдо.

И сигнальчик синий

Поднимаем гордо!

Ладошки обеих рук сжаты в кулачки.

«Твёрдый» кулачок одной руки стучит сверху вниз по кулачку другой. Ритмичное чередование рук.

Обозначение мягкого согласного звука.

Произносим мягко мы

Звук согласный новый,

И сигнальчик поднимаем

Высоко зелёный!

Ладошки обеих рук расслаблены.

«Мягкая» ладошка одной руки поглаживает ладошку другой руки. Ритмичное чередование рук.

Обозначение глухого согласного звука

Звук согласный глухой –

Руки прячем за спиной!

Ритмично хлопаем ладошками по своим плечам, руки перекрестно.

Убираем руки за спину.

Обозначение звонкого согласного звука

Звук согласный звонкий –

В ладоши хлопаем громко!

Хлопаем в ладоши.

Дома вы можете воспользоваться игровыми приёмами при выполнении домашнего задания.

Будьте дружелюбны и уважительны к ребёнку. Помните, что Ваши занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра!

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: