Конспект проведения индивидуальной работы по звуковой культуре речи с ребенком имеющим трудности в произношении звуков «Л и Р»
Цель: Учить дифференцировать звуки Л и Р, ясно и четко произносить эти звуки изолированно, в слогах, в словах, в начале, середине, конце и во фразовой речи. Развивать артикуляционный аппарат, внимание, память и мышление ребенка.
Ход занятия:
1.Артикуляционное упражнение «Лошадка»
Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.
Артикуляционное упражнение «Грибочек»
Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.
Артикуляционное упражнение «Барабан»
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.
Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8—10 раз.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Брррр – брррр – брррр…
Заводи мотор, пилот!
Пусть взлетает самолет
Дррррррррр …
Предложить ребенку длительно произнести сочетание «дрррр…». Широкий кончик языка приподнят к нёбу и дрожит.
Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
Сказка о язычке.
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения "Часики", "Змейка".)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк. (Упражнения "Горка", "Лопаточка".)
2. Когда говоришь букву Р, кончик языка дрожит.
Когда говоришь букву Л, язычок выпирает на верхние зубы.
3.Ра-ра-ра дворе у нас гора
Ру-ру-ру созываем детвору
Ры-ры-ры покатаемся с горы
Ра-ра-ра очень рада детвора.
Различение звуков.
Воспитатель просит детей поочерёдно произносить звуки Р и Л и почувствовать между ними разницу: «на звук Р язычок дрожит, а на звук Л нет.»
Умение правильного произношения звуков Р и Л.
а) Воспитатель просит детей запомнить ряд слов: ручка, молоко, топор, лампа, труба. Дети отыскивают сначала слова со звуком Р, а затем со звуком Л.
б) Воспитатель говорит: «Сейчас я назову слово, а последнего звука не назову, отгадайте его и назовите слово целиком: топо. , ме. , дяте. , костё. ,орё. ,пена. , забо. ,ковё. ,узе. .
в) Воспитатель просит в названном им слове заменить первый звук Л на звук Р так, чтобы получилось новое слово: лак – рак, ложки – рожки, лов – ров, Лука – рука.
г) Воспитатель просит детей закончить стихотворение словом, подходящим по звучанию и смыслу:
- Дедушку зовут Лука,
У него болит … (рука)
-Вечно плачет мальчик Лёва,
Говорят ему: »Ты … (рёва)
-Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я … (пил)
-В блеске солнечных лучей
По земле бежит … (ручей)
4.Образование слов с помощью приставки при-:
Детям показывается две картинки, на одной изображена девочка, идущая по улице, на другой – девочка, входящая в дом. Воспитатель называет слово «пришла» и просит догадаться, какая картинка задумана. Внимание детей обращается на начало слова пришла – слог при-, значит действие закончено.
Аналогично детям предлагается добавлять в начало слов слог при- так, чтобы получились новые слова: летел, бежал, полз, шил, бил, клеил. При образовании каждого слова детям предлагается составлять с ним предложения.
5.Работа с однокоренными словами:
Воспитатель зачитывает детям рассказ:
Дети купались. Рома хорошо плавал. Он вошёл в воду и поплыл. Он плыл долго. Рома заплыл далеко, он переплыл реку. Потом он поплыл обратно .Рома доплыл до берега и лёг отдыхать на песок. Воспитатель просит детей прослушать рассказ ещё раз и найти в нём слова, похожие на слово плыл – родственные слова. Все родственные слова перечисляются . Рассказ заучивается и пересказывается детьми.
6. Итог занятия:детям предлагается вспомнить по одному слову со звуками Л и Р и правильно их произнести.