Проект "Классическая музыка для дошкольников". Интегрированное занятие на тему "Зимушка - зима музыкальная.

Автор публикации:
Бирзул Татьяна Ивановна, Ильенко Ирина Валерьевна, Янушко Анна Александровна
г. Москва

Проект "Классическая музыка для дошкольников"

Интегрированное занятие

ТЕМА: "ЗИМУШКА - ЗИМА МУЗЫКАЛЬНАЯ"

Участники: Бирзул Т. И. - музыкальный руководитель;

Ильенко И. В. - воспитатель средней группы;

Янушко А. А. - учитель - логопед;

Дети средней группы.

Актуальность темы - развитие эмоционально-целостного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

Данная тема отвечает принципу сезонности, на котором строится весь педагогический процесс в дошкольном учреждении. "Зимушка - зима музыкальная" охватывает все образовательные области, предоставляет всем участникам большие возможности для творческой реализации. Тема также неразрывно связана с повседневной жизнью. Сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Зима - это время игр - забав, развлечений, праздников, что позволяет весело, с выдумкой и пользой для здоровья провести это время года.

Музыка позволяет дошкольнику выразить доступными средствами результаты собственного восприятия - в рисунке, слове, в игре. Музыка может допустить интерактивное включение ребенка - его непосредственные мимические и двигательные реакции по ходу прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность детей. Музыкально - художественные образы стимулируют фантазию дошкольника, рождают необычные интерпретации, ассоциации. В музыкальной классике можно найти звуковые картины практически всех явлений окружающего мира.

Музыка может стать источником личностного обогащения ребенка. Процесс слушания музыки в дошкольном детстве имеет и творческий продукт - рисунок или поделку, созданные под впечатлением от музыкальной композиции, танец, игра, слово (стихотворение, пословица и т.д.) и импровизация на детских музыкальных инструментах.

Цель: формирование музыкально - художественного вкуса и культуры дошкольников; формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей, посредством слушания классической музыка.

Задачи: воспитывать у детей умение видеть красоту природы, восхищаться увиденным; развивать интерес к поисково - исследовательской деятельности; развивать творческие способности детей, их воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе; воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах и животных; развивать монологическую,. диалогическую и связную речь, пополнять и обогащать словарный запас по теме ; учить детей передавать образы зимы в различных техниках ручного труда; поощрят самостоятельность в творчестве и фантазии.

Подготовительный этап: создание развивающей среды, подбор методической литературы, аудиозаписей, CD, художественной литературы, иллюстраций, репродукций картин на DVD, приготовление материалов для художественного творчества; составление плана подготовки со специалистами ДОУ.

1 часть

Ход занятий:

Музыкальный зал разделен на 3 зоны:

1 - экран для DVD, фортепиано, музыкальный центр для воспроизведения CD, волшебный сундучок, накрытый белой вуалью, мешок с элементами костюмов;

2 - свободное пространство музыкального зала для движения детей;

3 - стульчики для детей, мультимедийная система для презентации.

Детис воспитателем входят в музыкальный зал, где слышат звучание спокойной музыки. (CD запись фрагмента Симфонии № 1 "Зимние грезы"

П. И. Чайковского).

М. Р.: "Доброе утро, дети! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Музыка, которая звучала, создала нам хорошее настроение. Вы узнали ее?".

Дети: "Да! Это "Зимние грезы".

М.Р.: "Верно. А кто сочинил это музыкальное произведение?".

Дети: "П. И. Чайковский".

М.Р.:"А что означает слово "грезы"?.

Дети: "Мечта".

М.Р.: "Давайте и мы помечтаем! Посмотрите на экран, что там изображено? (слайд 1).

Дети: "Лошадки и карета".

М.Р.: "Ребята, а ведь это не простая карета, она волшебная. Давайте отправимся на ней в зимний лес".

Дети: "Согласны!".

М.Р.: "Но вы в такой легкой одежде замерзнете. Что же делать?".

Дети: "Давайте оденем теплые куртки и шубы",

М.Р.: "Нет, я предлагаю надеть волшебные плащи и шапочки (дети достают из волшебного мешка плащи и шапочки). А вот 3 ребят мы сможем превратить в волшебных лошадок (дети одевают попоны и шапки-султанчики). Пора в путь! А чтобы было веселей в дороге, поедем с музыкой. Послушайте фрагмент музыкального произведения "Тройка". Какая это музыка по характеру?".

Дети: "Быстрая, стремительная, скачущая".

М.Р.: "Она подходит для сопровождения в пути?".

Дети: "Да".

М.Р. : "Но нашим лошадкам не хватает звонких бубенцов (достает из мешка бубенцы)".

М.Р.: "Все готовы? Тогда вставайте в наш волшебный поезд, который повезет тройка лошадей". (Дети встают парами, образуя саночки - самокатки).

М.Р.: "Чтобы вас доставить в срок,

Мчится не жалея ног,

Тройка белых лошадей.

Уже слышен скрип саней, поехали!". (Дети пробегают 1 круг).

М.Р.: "Приехали!". (На экране слайд № 2). Какая красота!".

Ребенок.: "Как поработала зима,

Какая ровная кайма.

Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке,

А улеглись постелью гладкой,

И строго окаймили лес".

Ребенок: "...Вечор, ты помнишь,

вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче...погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит".

М.Р.: "Ребята, а снежинки, они какие?".

Дети: "Легкие, резные, пушистые!"

М.Р.: "У меня зазвучал хрустальный колокольчик. Наверное он своей песенкой хочет мне открыть какой-то секрет. Давайте послушаем его звучание, а я попробую отгадать о чем мне поет мелодия песни колокольчика". (Играет ритмичную импровизацию).

М.Р.: "Я догадалась! Он сыграл мне отгадку! Поищи сюрприз! (ти-ти-та-та-та). Послушайте япропою вам мелодию! Давайте вместе пропоем". (Дети повторяют).

М.Р.: "Но как же мне найти сюрприз? Помогите мне дети, посмотрите по сторонам, может увидите что-то необычное?".

Дети: "На стуле что-то лежит, но накрыто покрывалом".

М.Р.: "Сейчас я покрывало сниму! Ой, какой чудесный сундучок! Загляну-ка, я в него. Он закрыт на ключ! Может кто-нибудь из вас знает волшебные слова?".

Ребенок: "Я знаю: "Тук-тук, чок-чок, открывайся сундучок!".

М.Р.: (Открывает сундучок). "Спасибо, тебе!" (Достает паке, там ....).

Дети: "Снежинки".

М.Р.: "Я, думаю, это Снегурочка оставила нам Снежинки. Я сейчас вам их раздам, полюбуетесь на них, ведь они красивые!".

Ребенок:"С неба падают снежинки

Словно легкие пушинки,

И порхают легким роем

И поля и лес укроют.

Все пушистым одеялом,

Чтоб земля не замерзала.

Все белым бело от пуха,

Кружит вьюга - завируха.

М.Р.: "Дети, а давайте попробуем подуть на наши снежинки, только держите их крепко пальчиками, пусть качаются от вашего дуновения. Все вместе глубоко вдохнем и медленно будем выдыхать". (Проводится упражнение дыхательной гимнастики).

М.Р.: "Молодцы! Все удержали свои снежинки. А давайте еще раз подуем и посмотрим, чья снежинка улетит дальше. Раз, два, три - лети! А вот и у нас получилось снежная полянка. Давайте поваляемся в снегу!". (Дети валяются на "полянке" (вкл. зеркальный шар). Вот и вы всев снегу, отряхните друг друга, соберите снежинки".

Воспитатель: (Слайд 4,5). "Дети, посмотрите, как красиво снег лег на ветки березы. Прочитайте нам стихотворение С. Есенина "Белая береза".

Воспитатель: "Ребята, как точно подметил поэт, что снег как серебром накрыл ветки".

Ребенок: "Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

В домах все темно. У ворот

Затворы с тяжкими замками.

Везде покоится народ;

Утих и шум, и крик торговый;

Лишь только лает страж дворовый

Да цепью звонкою греми.

И вся Москва покойно спит ...

Воспитатель: "Давайте дальше заглянем в лес". (Слайд 7, 8, 9). Кто это здесь на полянке?".

Дети:"Лиса, снегири, лось!".

Воспитатель: "Да, зимой в лесу не скучно, можно полюбоваться птицами и зверями. Смотрите, снегири, а они какие, как про них можно сказать?".

Дети: "Красногрудые!".

Ребенок: "Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири".

Воспитатель: "А сидят на ветках какого дерева?".

Дети: "Рябины".

Воспитатель: "А почему?".

Дети: "На рябине висят ягоды рябины".

Воспитатель: "Правильно. Голодно птицам зимой. А ягоды рябины после мороза становятся сладкими, вот птицы ими и лакомятся! Посмотрите, а кто еще пришел к лесной кормушке?".

Дети: "Лось. Наверно и лоси тоже любят полакомиться рябиной".

Логопед: "Ребята, а какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

Дети читают пословицы и поговорки о зиме.

Дети: "Без мороза вода не замерзнет".

"Синица к избе - зима на двор".

"Зима не лето, в шубу одето".

"Зима морозная - лето жаркое".

"Береги нос в сильный мороз".
" Много снега - много хлеба".

"Дым из трубы столбом — к холодам" .

"Новый год — к весне поворот".

Логопед: "И еще много разных пословиц и поговорок придумал народ про зиму".

Логопед: "Я предлагаю вам немножко поиграть со словами. Я начинаю предложение, вы внимательно слушаете, и заканчиваете подходящим словом, связанным с зимой, а именно, словом "снег".

Речевая игра со словом снег «Доскажи словечко».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… снег.

С неба всё летят пушинки, серебристые… снежинки.

На дорожку на лужок, тихо падает… снежок.

Вот веселье для ребят, всё сильнее…снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в… снежки.

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка — это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил… снег.

Логопед: "А давайте все приметы нашей любимой зимы мы назовем ласково.

Игра "Назови ласково" ( с мячом).

Логопед: "Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок. Сосулька – сосулечка.

Мороз - морозец. Дерево - деревце.

Ветер - ветерок. Горка – горочка.

Лёд - ледок . Холод - холодок.

Зима - зимушка. Санки – саночки.

Логопед: "Молодцы, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Теперь давайте немного разомнемся. Вставайте в кружок. Слушайте и повторяйте, физкультминутку начинайте".

Физкультминутка:

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

М.Р.: "Пока вы играли, в лесу побывал Дед Мороз с Матушкой - Зимой и посмотрите, какое чудо они совершили!" (Слайд 6, 16).

Ребенок: "Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути:

Ни проехать в лесу,

Ни пройти".

Дети: "Это настоящее Снежное царство".

М.Р. : "А я подобрала к этой картинке музыкальный момент. Послушайте его и потом можете дать ему свое название.

Дети: "Волшебство, чудо!".

М.Р. : "Это произведение С. С. Прокофьева "Фея Зимы". Правда, оно очень подходит к этой картине. И мы, слушая его, можем представить, как Фея украшает деревья настоящими сверкающими бриллиантами, серебром и пухом. Деревья стоят в оцепенении, замерзли от этой красоты. Просто чудо, как хороша музыка и эта картина зимней русской природы!". Но уже в лесу начинается закат и нам пора домой, в город возвращаться. Мы еще успеем там повеселиться! А, ну-ка, тройка, вези детей в город". (Дети возвращаются под муз. "Тройка").

М.Р.: "Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилась природа русской зимы?".

Дети: "Да!".

М.Р. : "А какая музыка помогала нам создать настроение, вы запомнили название произведений, авторов-композиторов? (Показывает портреты).

Дети: "Г. В, Свиридов, П. И. Чайковский". (Педагог помогает детям произнести инициалы и фамилии композиторов).

М.Р.: "Дети, запомните, пожалуйста, что это великие русские композиторы, которые родились в России, как мы с вами.".

Воспитатель: "Ребята, наше занятие в музыкальном зале закончилось, а продолжим мы его в группе. Вы сможете создать свои картины "Зимушка-зима", используя различные приемы нанесения, на уже нарисованные пейзажи, так называемый искусственный снег - манную крупу или соль. И ваши картины засияют, заблестят от этого искусственного снега, как те, что вы видели в лесу.

II часть

Воспитатель: "Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по "Зимушке - Зиме музыкально". "Сегодня мы с вами поговорим о зимних забавах, играх". "Посмотрите на экран, что изображено на этой картине?" (Слайд 11, 12).

Дети: "Дети катаются на лыжах, санках, коньках".

Дети: "Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой:

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?".

Воспитатель: "А что еще ребята делают?".

Дети: "Они лепят Снежную бабу!".

Дети: "Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: "Чужой во дворе!".

Воспитатель: "А что еще можно слепить из снега?".

Дети: "Снежную крепость или лабиринты, различных животных и фантастических существ. А еще куличики, как из песка летом. И разукрасить их красками, чтобы было красиво!".

Воспитатель: "Молодцы ребята! Мы с вами обязательно украсим нашу площадку вашими снежными скульптурами".

М. Р.: "Дети, на предыдущем занятии мы с вами совершали путешествие. А куда же мы ездили?".

Дети: "Мы были в зимнем лесу".

М. Р.: "А как же мы туда добрались?".

Дети: "На лошадках. И нам было очень весело!".

М.Р. : "А что же нам помогло создать веселое настроение?".

Дети: "Мы наряжались в волшебные костюмы, чтобы не замерзнуть, а Алеша, Наташа и Женя переодевались в лошадок".

М. Р. : "И мы путешествовали в тишине?".

Дети: "Нет, мы слушали музыку".

М. Р. : "А давайте мы с вами вспомним, как назывались музыкальные произведения и кто их написал, сочинил?".

Дети: "Тройка" и "Зимние грезы". А композиторы: П. И. Чайковский и Г. В. Свиридов".

М. Р. : "Вы меня очень порадовали. Вспомнили и назвали музыкальные произведения и авторов - композиторов".

М. Р. : "И от скуки, и от грусти

Могут вылечить нас всех,

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски,шутки, смех".

М. Р. : "Ребята, я хочу познакомить вас с песней, которую написал замечательный современный композитор Е. Крылатов. (Дети прослушивают фрагмент песни №Кабы не было зимы", проявляют заинтересованность, многие, узнав ее, подпевают).

М. Р.: "Вы знаете эту песню?".

Дети: "Да! Она из мультфильма "Зима в Простоквашино".

М. Р.: "Какая она по характеру?".

Дети: "Радостная, веселая,. смешная".

М. Р. : "А о каком времени года поется в ней?".

Дети: "О зиме".

Дети: "Возвратилась к нам зима,

Значит, началась игра!

Налепили мы снежки -

Маленькие колобки!

Раз снежок, два снежок,

Догони-ка нас, дружок!"

Логопед: "Ребята, а вот в песне поется про какую -то кутерьму. Что это за слово такое? Может быть кто-нибудь из вас знает, что это за слово? Когда оно употребляется и для чего? ".

Дети: "Нет, мы не знаем?".

Логопед: "Кутерьма - это суета, суматоха, беспорядок, забавы, баловство на улице, когда можно поваляться в снегу, поиграть в снежки, покататься с горок, т.е. развлекаться в свое удовольствие".

Логопед: "А в песне еще есть фраза "кабы не было зимы". Что это значит? Знаете?".

Дети: "Нет".

Логопед: "Слово "кабы" - обозначает "если бы не было". Это короткое слово, которое можно заменить фразой "если бы не было". В нашем языке много таких слов: "толи", "как-нибудь" и т.д.". "Если бы не было зимы, нам было бы грустно, не могли бы мы играть в снежки, валяться в снегу, кататься на лыжах и коньках".

М. Р.: "Давайте споемэту песню". (Дети подпевают знакомые слова).

М. Р.: "Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть.

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Может песней - полусказкой

Нас шутя развеселить,

И рассыпаться вдруг пляской,

И в игре нас закружить".

М.Р.: "Хотите поиграть?".

Дети: "Да!".

М. Р.: "Игра у нас будет музыкальная. Называется она "Снежное облачко". У Анны Александровны и Ирины Валерьевны есть волшебное белое покрывало. Я включу музыку, а вы, пока звучит музыка, будете бегать по залу, пробегая под белым волшебным покрывалом. Когда музыка остановится, покрывало накроет всех, кто не успел убежать. Те детки, которые не успели пробежать, остаются под покрывалом. Затем опять зазвучит музыка и так, пока все дети не окажутся под снежным покрывалом". (Дети играют).

М. Р.: "Какое большое снежное облако! Сейчас начнется снегопад, и снежинки полетят на землю, образуя большие сугробы. (Гаснет свет, вкл. "зеркальный шар" и дети кружатся по залу. Звучит вальс "Снежные хлопья"П. И. Чайковского из балета "Щелкунчик". Свет зажигается, дети останавливаются).

М. Р.: "Ребята, как красиво вы кружились под звуки вальса "Снежные хлопья". Это музыкальный номер из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик". Запомните эту чудесную музыку".

Воспитатель: "А наше путешествие заканчивается. Посмотрите на экран, в Москве уже вечер. Тихо падает снег, едут машины по дороге, люди возвращаются в свои теплые дома, где они проведут свой зимний вечер". (Слайд 13, 14).

М. Р.: "Дети, спасибо вам за доставленное удовольствие на этом занятии. А понравилось ли вам путешествие? Что вам запомнилось? Какая музыка звучала?". (Дети рассказывают о своих впечатлениях).

М.Р.: "Завтра у нас будет досуг "Зимние забавы", который пройдет на улице, и вы услышите музыку разных композиторов. Я буду очень рада, если вы ее узнаете, и она поможет вам создать веселое настроение". (Дети выходят из зала. На улице они с воспитателем и родителями строят снежные скульптуры, раскрашивают их красками).

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации