Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников как одно из приоритетных направлений развития в контексте введения ФГОС ДО»

Автор публикации:
Резниченко Людмила Викторовна
п. Каменка, Воронежская область
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников как одно из приоритетных направлений развития в контексте введения ФГОС ДО»

Одним из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте ФГОС является социально-коммуникативное развитие.

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Основы самосознания закладываются уже в младшем дошкольном возрасте.

Дети нашей группы – это дети третьего года жизни. В течение года к нам приходят новые дети. Первая моя задача: способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.

Социально-коммуникативное развитие - это развитие социального и эмоционального интеллекта, поэтому, прежде всего ребенок должен познавать себя и окружающий его мир.

В процессе совместной деятельности детей и воспитателя, дети познают себя и знакомятся с миром людей. Дети учатся ориентироваться в схеме собственного тела, показывают и называют основные части тела, лица. Дети учатся определять особенности внешнего вида девочек и мальчиков (одежда, прически), а так же выделяют предпочтения в игрушках. Мы учимся сравнивать взрослых и детей в жизни и на картинках, обращаем внимание на отличие. Рассматривая иллюстрации, мы с детьми пытаемся понять, какое эмоциональное состояние у персонажей. Общаясь в повседневной жизни, обращаем внимание на ярко выраженные эмоциональные состояния детей, которые демонстрируются мимикой, жестами, интонацией голоса. Я поддерживаю доброжелательные взаимоотношения детей, развиваю эмоциональную отзывчивость, привлекаю к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

Мы с детьми рассматриваем картинки, на которых изображена семья, фото семей воспитанников (В группе была организована фотовыставка «Папа, мама, я –дружная семья», фотовыставка «Папа может …»). Дети с удовольствием называют и показывают членов своих семей на фото, слушают рассказы о других семьях, членах семей (рассказ от имени куклы или слушание произведений художественной литературы). В процессе такой совместной деятельности у ребенка формируется представление о семье, о родителях и членах семьи, о заботливом отношении родителей о детях и о помощи и заботливом отношении детей к своим родителям.

Дети знакомятся с детским садом, с работниками детского сада. Мы с детьми ходим на занятия в музыкальный зал, в спортивный зал. В рамках тематической недели «Кто работает в детском саду», мы наблюдали за работой дворника, побывали с экскурсией на прачке, посмотрели, кто и как стираем полотенца, увидели, где хранятся чистые полотенца и постельное белье. Мы неоднократно были в медицинском кабинете и наблюдали за работой медсестры. Ежедневно дети непроизвольно наблюдают за работой помощника воспитателя. Все это способствует расширению кругозора детей о труде взрослых.

У детей уже сформировано представление о простых предметах своей одежды, они знают названия вещей, их назначение, способы надевания, некоторые дети могут самостоятельно одевать носки, шорты, обувь. Это способствует формированию самостоятельности у детей.

В повседневной жизни происходит усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, так например, когда дети по напоминанию взрослого здороваются каждый день, то у ребенка формируется привычка здороваться, или например, после еды дети говорят спасибо сначала по напоминанию взрослого, а затем самостоятельно.

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.

Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре происходит отображение бытовых действий, семейных отношений: доктор «слушает больного», шофер крутит руль, мама готовит обед…. В процессе игры ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине возят грузы…). Воспитатель инициатор игры, он подготавливает и руководит игрой (моделирует ситуацию), стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек. Отражение в игровом сюжете эпизодов стихотворений, сказок или мультфильмов, инсценировка простых художественных текстов. Передача в движении образов людей, зверей, птиц. В сюжетных играх использование построек, обыгрывание их (строим диванчик, кроватку для куклы и укладываем куклу спать). Беря на себя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для социального развития. Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Режиссерские игры. Содержанием элементарных режиссерских игр становятся непосредственные впечатления от окружающей действительности (по улице едут машины и идут люди; мама укладывает дочку спать и накрывает одеялом...). По побуждению воспитателя сопровождение режиссерской игры игровыми репликами персонажей, сопровождение речью движений игрушек. Обыгрывание построек в режиссерской игре.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Дидактические игры. Игры с дидактическими игрушками — матрешками, башенками, предметами. Настольные игры с картинками, мозаика, кубики и пр. Ребенок учится принимать игровую задачу: разбирать и собирать игрушки в правильной последовательности (пирамидки, башенки, матрешки); называть цвет, форму, размер.

Взаимодействие педагога с ребенком, коллективная деятельность детей способствуют успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику. Игровые ситуации насыщаются речевыми элементами, сюжетными диалогами и пояснениями.

Литература:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: