Научная публикация " Современные технологии обучения на уроках литературы"

Автор публикации:
Цуканова Екатерина Ивановна
Москва

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. [3]

Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идёт не только об использовании компьютеров. Современные технологии — это прежде всего новые пути "добывания" информации и работы с ней, новые взаимоотношения "учитель — ученик", деятельностный характер обучения. [5]

В методике преподавания литературы выделяют следующие современные технологии обучения:

  • 1.Информационные технологии (использование электронных образовательных ресурсов).
  • 2.Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
  • 3.Игровое обучение создает ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентирует на речевую деятельность.
  • 4.Технология дифференцированного обучения. Дифференциация обучения — часть дидактического и развивающего комплекса педагогики сотрудничества и технологии личностно ориентированного обучения. [4]
  • По определению Г.К. Селевко, "дифференцированное обучение — это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых". [2]

  • 5.Технология контроля. При учёте и контроле литературных знаний и умений важно принимать во внимание индивидуальность школьников, требовать от них не прямого воспроизведения знаний, а их применения в новой учебной ситуации.
  • 6.Проектное обучение. Способствует формированию познавательной активности, учит коллективной деятельности.

Подробнее остановимся на методе проектов.

Технология «Метод проектов».

Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов: [1]

1. По методу, доминирующему в проекте:

• исследовательские

• творческие

• приключенческие, игровые

• информационные

• практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта:

• с явной координацией

• со скрытой координацией

3. По характеру контактов:

• внутренние (региональные)

• международные

4. По количеству участников:

• индивидуальные

• парные

• групповые

5. По продолжительности проведения:

• краткосрочные

• средней продолжительности, долгосрочные

Выделяют следующие этапы работы над проектом:

1. Определение темы проекта.

2. Определение проблемы и цели проекта.

3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

4. Презентация необходимого языкового материала.

5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

6. Работа в группах.

7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.

10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д. [6]

Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты:

- творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т. п.).

- в игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться у участников. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения.

- информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории. Это устные сообщения учащихся, рефераты, доклады, презентации.

Проекты могут использоваться и как способ закрепления нового материала, и как обобщение по теме, разделу, и в качестве вспомогательного элемента при объяснении нового материала.

Таким образом, в процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени.

Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей.

Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базовые компетентности, а также коммуникативную и познавательную.[7]


    Просмотр содержимого публикации онлайн
    Скачать файл публикации
    Свидетельство о публикации: