Конспект НОД: Сказкотерапия "Непослушный Ваня"
Сказкотерапия: «Непослушный Ваня» старшая группа
Направление деятельности: познавательно- речевая.
Образовательная область: коммуникация.
Интеграция: познание, коммуникация, социализация, безопасность, физическая культура, музыка, рисование.
Цель: Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного героя.
Учить припоминать сказочный сюжет по музыкальной композиции;
Подводить к умению выразительно интонировать с разной силой голоса реплики героев;
Знакомить с фразеологизмами и образными выражениями;
Учить передавать ритмизацией движения героев сказки;
Подводить к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний героев;
Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
Предварительная работа: Чтение сказки «Непослушный Ваня»
Текст сказки. Жили-были в одной деревне матушка, сыночек Ванечка, да корова Буренка. Каждый раз матушка говорила: «Не ложись спать на травушку-муравушку, а то потеряется наша коровушка». Ваня не слушал матушку. Как-то раз, выгнал он Буренку в чисто поле, а сам лег спать на травушку – муравушку и заснул сладким сном. Откуда ни возьмись, серый волк бежит. Видит – корова гуляет. Решил он в темный лес Буренку заманить и там съесть. Подкрался волк и говорит: «Идем, Буренка, покажу тебе, где трава вкусная растет». «нет, не пойду», - отвечает Буренка. Волк опять за свое: «Идем Буренка, покажу тебе, где ручей с чистой водицей течет». «Нет, не пойду», - отвечает Буренка. Призадумался волк, как Буренку в лес заманить. Взял хлебушка душистого, отломил кусочек, зовет Буренку, да приговаривает: «Идем, Буренка, угощу тебя хлебушком».
Так кусочек за кусочком, шаг за шагом и пришла она к лесу. Тут рыжая корова и поняла, что волк обмануть её хочет. Замычала корова громко: «Му-му-му!» волк так испугался, что на силу ноги унес. Услышал это ванечка, побежал, воротил корову. А дома признался маменьке, да покаялся: «Прости меня, маменька, прости непослушного». Улыбнулась маменька, обняла сына и говорит: «Вот тебе дудочка, бери её в чисто поле. Будет она играть, да спать не давать. Теперь, если услышите, что в поле дудочка играет, так это Ваня Буренку пасет.
Ход НОД
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А хотите отправиться в гости к сказке? А на чем можно отправиться в путешествие? (на ковре самолете, на машине, на воздушном шаре, на коне, на поезде и т.д.)
Воспитатель: Давайте поедем на поезде. Занимайте места, в вагонах, поезд отправляется. (Ту – ту – у – у).
Воспитатель: нам встретился тигр, давайте поздороваемся с ним на его языке (Р- р – р - р ).
-А вот бежит волк. Как он воет? (У – у – у – у).
-Посмотрите, змея ползет. Поздоровайтесь с ней (Ш – ш – ш – ш – ш).
-Вы слышите, кузнечик трещит? Ответьте ему (тр –р -р – тр –р – р).
-Прислушайтесь, птичка свистит. Ответьте ей (С – с – с – с – с).
Ой, а это что? Препятствие? Дальше поезд не проедет, придется пешком идти и препятствия на пути преодолевать. (Дети проползают по тоннелю, перепрыгивают через бревна, шагают по кочкам).
Воспитатель: вот мы и на сказочной поляне, а вот какая это сказка вам нужно отгадать. (Детям показывается игрушка коровы, волка и мальчика). В какой сказке есть такие герои? (Непослушный Ваня).
Звучит спокойная музыка, дети садятся на стулья и слушают её.
Воспитатель: какая по настроению эта музыка? (спокойная, тихая, плавная).
Воспитатель: а что могло происходить под эту музыку в сказке? (Ваня заснул, Буренка гуляет по полю).
Воспитатель: как бы вы показали спящего Ваню?
Мышцы на лице расслаблены, глаза закрыты, на лице легкая улыбка, ладони под щекой.
Воспитатель: А что было в сказке дальше? (Выбежал из леса волк).
Воспитатель: Каким голосом можно озвучить волка? (хитрым, низким, ласковым).
Попробуйте заманить корову в лес как волк. Дети по очереди произносят слова: «Идем, Буренка, покажу тебе, где трава сочная растет».
«Идем, Буренка, покажу тебе, где вода чистая течет».
«Идем, Буренка, я тебя хлебом душистым угощу».
Воспитатель: А теперь покажите без слов, как волк заманивает корову.
Пантомима «Заманивание»
Наклонить туловище, голову слегка повернуть набок, сделать хитрые глаза, легкую улыбку и размашистыми движениями руки подзывать к себе корову.
Воспитатель: А корова сразу согласилась пойти с волком? (нет)
-А что она говорила? ( Нет, не пойду).
-А как она могла показать отказ? (Дети показывают движениями отказ).
Пантомима «Отказ»
Руки поставить на пояс. Брови сдвинуть, сделать сердитое лицо. Мотать головой из стороны в сторону.
Дети слушают тревожную музыку.
Воспитатель: Что могло происходить в сказке под эту музыку?
( Буренка испугалась, волк убегал от страха).
Воспитатель: Покажите движениями, как корова испугалась, и как волк убегал от страха.
Пантомима «Испуг»
Руки развести в стороны, ладонями вверх, плечи приподнять. Брови поднять, глаза округлить.
Пантомима «Страх»
Голову втянуть в плечи, обхватить плечи руками. Глаза зажмурить, брови сдвинуть).
Воспитатель: Давайте успокоим нашу Буренку.
(Дети выполняют упражнение на успокоение. Ребята встают в круг, берутся за руки, делают шаг в круг, поднимают руки вверх – вдох. Делают шаг назад, руки опускают вниз – выдох. 3 – 4 раза ).
Воспитатель: Авы чего-нибудь боитесь? (Дети рассказывают о своих страхах)
Воспитатель: Ребята, если вам когда-нибудь будет страшно или вы будете волноваться, сделайте это упражнение, и вы успокоитесь. (Дети выполняют опять упражнение 2-3 раза).
Воспитатель: А чем заканчивается сказка? Почему мама не стала ругать Ваню? Что она ему подарила и зачем?
-Почему так назвали сказку? Что бывает с непослушными детьми? Какую ошибку сделала Буренка?
Воспитатель: А как нужно поступить, если к вам на улице подойдет чужой человек и позовет вас куда-нибудь или даст что-нибудь?
(Ответы детей на тему безопасности жизни).
Словесная игра «Я начну, а ты продолжи».
-Ваня уснул не просто на траве, а на (травушке-муравушке).
-Буренка гуляла не просто в поле, а в (чистом поле).
-Волк не просто убегал, а на (силу ноги унес).
-Как Ваня просил прощения (прости меня маменька, прости неразумного).
Игра «Угадай по движению»
Дети встают в круг и под музыку передают игрушку, на ком музыка остановится, тот выходит в круг и показывает пантомиму из этой сказки, а остальные дети угадывают, кого он показал, и что этот герой делает.
Воспитатель: А вы любите сказки? А какая сказка у вас самая любимая?
(Дети произносят название сказок).
Воспитатель: А у меня тоже есть сказки, вот только герои этих сказок перепутались, помогите им найти свою пару.
(Дети получают по одной картинке с героем сказки, а вторую картинку им нужно найти и сложить из них пазл. В итоге дети называют сказку, которую они собрали).
Воспитатель: У меня к вам есть просьба. Возьмите фломастер и нарисуйте на бумаге своё настроение. (Дети рисуют свое настроение и озвучивают, какое оно).
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Вам понравилось путешествие? А в какой сказке мы побывали?
Воспитатель: В сказке интересно, но нам пора возвращаться.