Конспект урока математики в 4 классе "Решение задач"
Урок математики в 4 классе.
ОС «Школа 2100».
Тема: «Решение задач».
Цель:
- закрепление навыка решения задач на встречное движение;
- развитие вычислительных навыков;
- развитие математических способностей и повышение мотивации сильных обучающихся при самостоятельном решении задач на другие виды движения;
- развитие познавательных УУД в процессе анализа условия задачи и выбора способа решения;
- развитие регулятивных УУД в процессе построения алгоритма решения задачи;
- развитие коммуникативных УУД в процессе обсуждения способа решения;
- развитие навыков работы на нетбуках в процессе выполнения заданий.
Оборудование:
компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, 20 нетбуков обучающихся, конверты с карточками для сильных обучающихся, черновики, 20 карт оценивания работы на различных этапах урока.
Ход урока.
I. Организационный момент (2 минуты).
Необходимо на перемене включить нетбуки обучающихся и проверить их подключение к компьютеру учителя.
Запись в тетради даты и вида работы, подписывание карточки оценивания.
II. Математическая разминка (5 минут).
Выполняется задание на нетбуках: решить пример, впечатать ответ.
6300 : 70 = (90)
8100 : 900 = (9)
24 . 3 = (72)
530 . 2 = (1060)
250 : 5 = (50)
64000 : 80 = (800)
7200 : 9 = (800)
90 . 30 = (2700)
540 : 9 = (60)
320 : 80 = (4)
После выполнения оценивание и внесение результатов в карточку оценивания ученика (1 минута).
III. Определение темы урока (1минута).
Используется презентация: тема урока открывается, если расставить дроби в порядке возрастания.
IV. Актуализация знаний (2 минуты).
Используется презентация: повторяются виды задач, условные обозначения, правила нахождения скорости, времени и расстояния.
V. Решение задачи на встречное движение коллективно (5 минут).
Условие задачи на презентации:
«Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?»
Решение:
1)60 + 15 = 75 (км/ч) – скорость сближения.
2)75 2 = 150 (км)- расстояние за 2 часа пути.
3)150 км < 160 км- нет не встретятся.
Ответ: встреча не произойдёт.
VI. Решение задач на нетбуках (5 минут).
Обучающиеся имеют возможность выбрать самостоятельно уровень сложности.
После решения проводится внесение результатов в карту оценивания (1 минута).
Справляющимся с работой быстро выдаются карточки с дополнительным заданием, которое они выполняют на протяжении всего урока при наличии у них свободного времени. За каждое задание выставляется отметка.
Задача на 3 балла.
Автомобиль едет со скоростью 90 км в час. Какое расстояние он пройдёт за 3 часа. Выбери правильное решение.
1)90: 3 = 30 (км)
2)90 . 3 = 270 (км) – верное решение.
3)90 – 3 = 87 (км)
4)90 . 3 = 270 (км/час)
Задача на 4 балла.
Две девочки вышли из школы и пошли в противоположных направлениях. Какое расстояние будет между девочками через 10 минут, если скорость первой девочки 80 м/мин, а второй – 70 м/мин. Выбери правильное решение.
1)(80 + 70) . 10 = 1500 (м/мин)
2)80 + 70 . 10 = 1500 (м)
3)(80 + 70) . 10 = 1500 (м) – верное решение.
4)(80 + 70) : 10 = 15 (м)
Задача на 5 баллов.
Из двух городов выехали одновременно навстречу друг другу 2 автобуса. Скорость первого автобуса 50 км/ч, второго - 60 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 3 часа, если между городами 400 км. Найди 2 правильных решения.
1)(60 + 50) . 3 = 330 (км)
2)400 - (60 + 50) . 3 = 70 (км) – верное решение.
3)400 - 60 . 3 - 50 . 3 = 70 (м)
4)400 - 60 х 3 - 50 х 3 = 70 (км) – верное решение.
VII.Физкультминутка (1 минута).
VIII. Знакомство с задачами на движение с отставанием (14 минут).
Работа с учебником: часть 3 с. 14 № 1.
«Из дома вышли одновременно и пошли в одном направлении два пешехода: мальчик и старик. Скорость мальчика – 100 м/мин, скорость старика – 60 м/мин. Какое расстояние будет между ними через 5 минут?»
Ученики читают задачу, чертят на доске чертёж.
Вопросы для разбора задачи:
- О чём спрашивается в задаче? (Какое расстояние будет между мальчиком и стариком через 5 минут?)
- Что происходит с расстоянием между дедушкой и мальчиком каждую минуту? (Расстояние увеличивается).
- На сколько увеличивается расстояние каждую минуту? (На 100 – 60=40 м в минуту).
- Если расстояние увеличивается на 40 метров в минуту, то как ещё можно назвать эту величину? (Скорость удаления.)
- На сколько удалятся дедушка и внук за 5 минут, если за 1 минуту они удаляются на 40 метров? (Нужно 40 . 5 = 200 (м).)
Запись решения в тетрадь. Поиск 2 способа решения.
I способ:
1)100 . 5 = 500 (м) – прошёл мальчик за 5 минут.
2)60 . 5 = 300 (м) – прошёл старик за 5 минут.
3)500 – 300 = 200 (м) – между мальчиком и стариком через 5 минут.
I I способ:
1)100 – 60 = 40 (м/мин) – скорость удаления.
2)40 . 5 = 200 (м) – между мальчиком и стариком через 5 минут.
Ответ: между мальчиком и стариком через 5 минут будет 200 м.
IX. Внесение в карту оценивания самооценки усвоения темы (1минута).
Х. Итог урока (1минута).
Нахождение среднего арифметического за работу на уроке.
XI.Домашнее задание (1минута): часть 3, с. 15 № 3.
Дополнительное задание.
1. Реши задачу.
Из двух городов, расстояние между которыми 180 км, выехали одновременно в противоположных направлениях 2 автобуса. Первый автобус ехал со скоростью 56 км/ч, а второй - 60 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 3 часа?
Решение:
1)56 + 60 = 116 (км/час) – скорость удаления.
2)116 . 3 = 348 (км) – проедут автобусы.
3)348 + 180 = 528 (км)
Ответ: через 3 часа между автобусами будет 528 км.
2. Реши задачу.
Ракета за 4 с пролетела 28 км. Затем её скорость увеличилась на 3 км/с. За сколько времени ракета пролетит 40 км после увеличения скорости?
Решение:
1)28 : 4 = 7 (км/с) – первоначальная скорость ракеты.
2)7 + 3 = 10 (км/с) – скорость ракеты после увеличения.
3)40 : 10 = 4 (с)
Ответ: 40 км ракета пролетит за 4 секунды.
3. Реши задачу.
Петя и Саша одновременно выехали на велосипедах из посёлка по дороге к реке. Через 15 минут Саша, который ехал со скоростью 240 м/мин, подъехал к реке. На каком расстоянии от Саши в это время находился Петя, который ехал со скоростью 220 м/мин?
Решение:
1)240 – 220 = 20 (м/мин) – скорость удаления.
2)20 . 15 = 300 (м)
Ответ: через 15 минут между мальчиками было 300 м.
Карта оценивания работы на различных этапах урока.
Фамилия, имя _____________________________________________________
1. Решение примеров: 9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3», 0-4 балла – «2». |
2. Решение задач на нетбуках: 5, 8, 9, 12 баллов – «5», 4, 7 баллов – «4», 3 балла – «3», 0 баллов – «2». |
3. Самооценка уровня после коллективной или индивидуальной работы над задачами: «5», «4», «3», «2». |
4. Итог: среднее арифметическое за всю работу. |