Воспитание дошкольников на православных традициях

Автор публикации:
Портнова Татьяна Александровна
г.Петровск, Саратовская область

Свое выступление я хочу начать со слов:

«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».

Свят. Тихон Задонский.

В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведно­сти, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным и православным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и вели­чия, чтобы приобщиться к её истокам.

Открывая наш детский сад в 2012году, название пришло сразу «Рождественский» потому что , настоятель Казанской церкви Отец Дионисий говорил много раз, в Петровске духовно-нравственное воспитание должно начинаться с дошкольников.

Одна из главных задач, которую предстояло решить – это название групповых комнат, оформление групповых комнат, коридоров. Группы носят у нас такие названия: дети посещающие младшие группы - «ангелочки» и «Облачко», а дети старших групп называются «Вербочка» и «Божья коровка», в оформлении остановились на том, что в спальных комнатах повесили детские картины приближенные к библейским темам:

Это животные , хлев - где родился Христос и т.д.

Мы не стали насыщать приемные комнаты стендами с рекомендациями и информацией для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а оформили один большой стенд «Храм детства»,куда поместили информацию о предстоящих православных праздниках, ведем календарь народных праздников, консультации как провести народный праздник дома с детьми, рассказываем о православных храмах нашего города и конечно рассказываем о наших победах в конкурсах и т.д. Воспитанники нашего детского сада ежегодно принимают участие в конкурсах: «Вифлеемовская звезда» и «Пасхальный перезвон», которые проводи настоятель Казанской церкви отец Дионисий.

Детский сад посещают дети разных национальностей (в основном русские и татары), поэтому начиная работу по духовно-нравственному воспитанию в детском саду подумали, что лучше все таки эту работу начать в виде дополнительного образования- кружок с детьми старшего дошкольного возраста. Решили провести анкетирование среди родителей, чтобы узнать, как они относятся к тому, что их детей будут знакомить с истоками русской культуры, православной культуры. К нашему удивлению родители были не против. Каждый родитель написал заявление о зачислении ребенка в кружок.

На заседании родительского клуба родители(законные представители) были проинформированы о программе дополнительного образования – программа О.Л.Князева и М.Д.Маханева «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Забегая вперед отмечу, что с введением ФГОС ДО программа переработана , и на сегодняшний день Парциальная программа «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» в соответствии с ФГОС ДО определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетрадидля самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях. Вместе с тем в этом возрасте возможно успешное воспитание поведения в соответствии с идеалами, взятыми из жизни святых, сказок, художественных произведений, из образов средств массовой информации. Программу мы составили из 3 частей:

В первой части программы обосновывается цель и задачи курса, его содержание и формы организации занятий.

Во второй части содержатся конспекты занятий и православных праздников для детей в соответствии с учебной программой.

Третья часть – это практические пособия для работы с детьми по художественно-эстетическому развитию (музыка, лепка, рисование, аппликация).

Главным средством духовно – нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение цикла праздников (Рождество, Воскресение Христово, Покрова Пресвятой Богородице, введение во храм Пресвятой Богородице и другие), через игры, использование народных сказок и фольклорных норм (пословиц, поговорок).

Так мы начинали свою работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Сейчас это стало приоритетным направлением нашего детского сада и парциальная программа О.Л.Князева и М.Д.Маханева «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» мы используем ни как кружковую работу , парциальная программа входит в ООП ДОУ –часть формируемая участниками образовательных отношений.

Вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве светской системы образования и Русской Православной Церкви (сотрудничаем с Казанской церковью г.Петровска). Программа построена:

- на принципах постепенности поэтапной работы с соблюдением преемственности в реализации программы;

- использовании различных форм работы и применении их в соответствии с имеющимися условиями;

- учета желания родителей (законных представителей) и воспитанников;

- на согласованности всех направлений работы;

- на добровольности участия исполнителей.

Также мы дружим с открытия детского сада с детско-юношеской библиотекой г.Петровска заведующей Герасимовой Е.Ю. и методистом Ворсанофьевой Т.А. Совместно с отделом православной культуры ДЮБ г.Петровска мы проводим православные праздники, воспитанники нашего детского сада активные посетители литературного клуба «Лукоморье», неоднократно становились победителями конкурсов областной библиотеки А.С.Пушкина(конкурс рисунка Я вдохновенно Пушкина читал 1 место Кравцова Валерия, Детский сад читай-ка диплом лауреата)

Краеведческий музей нашего города и картинная галерея так же наши помощники в духовно-нравственном воспитании дошколят: экскурсии и выставки помогают успешно реализовывать программу по духовно-нравственному воспитанию.

Содержательная же структура предлагаемых занятий состоит из новой для детей информации о духовных (православных) основах русской культуры, из чтения и обсуждения отрывков из произведений назидательного характера, знакомства детей с народными пословицами и поговорками нравственного характера, рассматривания произведений художественного творчества. Все части отдельного занятия и каждое занятие в целом призваны воплотить главную задачу, а именно – расширить знания детей о культурных и православных традициях русского народа и Отечества, его культуре и нравственных ценностях.

Широко используется художественное наследие русской культуры. Дети знакомятся с полотнами великих русских художников (В.И.Сурикова, М.В.Нестерова, В.М.Васнецова, И.И.Левитана и др.), и учатся видеть сюжет картины, понимать чувства художника. Большую работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников проводят специалисты ДОУ: музыкальный руководитель и инструктор по физическому развитию. Музыкальный руководитель подбирает народные игры, песни, заклички ,инструктор по физической культуре знакомит детей с народными играми. Стало традицией проводит «неделю народных игр», где дети знакомятся с народными играми, а также родители, дедушки и бабушки знакомят своих ребят с играми «своего детства»

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ро­стки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неисся­каемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни чело­века, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию прису­ща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее мно­гоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все со­бытия ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Свет­лого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника рус­ской березки, Масленицы — проводов зимы, разъясняем некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масле­ницу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместны­ми усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпри­нятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной лич­ности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном воз­расте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. По­этому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и цен­ности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспи­тание детей.

Поэтому решили проводить мероприятия с детьми и их родителями. Традиционными стали такие мероприятия как «Рождество», «Пасха», « Масленица», «Яблочный спас». На праздники «Рождество» и «Пасху» к нам приходит настоятель казанской церкви отец Дионисий, всегда с подарками и добрым словом в адрес родителей и наших воспитанников. На этих праздниках дети и родители активные участники, а не просто зрители. Все атрибуты, костюмы родители делают своими руками.

Для взаимодействия с родителями оформляются тематические выставки рисунков и поделок: «Вифлеемовская звезда», «Пасхальные перезвоны», «Яблочный спас». Поделки, рисунки изготовляются с нравственным значением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку, празднование именин детей, близких. К празднику «Масленица» родители не только приняли участие в конкурсе «Русские блины», где удивили своими рецептами гречишных блинов, кукурузных, но также издали книгу рецептов своих блинов.

Также стало традицией проведение акций на такой народный праздник как «Сороки», всем прохожим ребята дарят изготовленные своими руками птиц-сорок -поздравляют с праздником.

Совместно с родителями проводим праздник день семьи, любви и верности – православных «Петра и Февроньи».

Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неис­черпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает чело­века: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», — так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Работа в данном направлении очень актуальна на современном этапе, т.к. в процессе приобщения детей к православной культуре мы формируем нравственные качества, и наши дети становятся добрее, дружнее, гордятся своей семьей, любят свою Родину, свой родной город и детский сад.

О результатах работы пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, но продолжается всю жизнь. Каким вырастет наш сегодняшний воспитанник, покажет время. Семена добра, посеянные в детстве, надеемся, будут нравственным уроком взрослому человеку. А сегодня мы получаем огромное количество благодарностей от родителей детей за их воспитание и за возрождение духовно – нравственных ценностей православной культуры в семьях.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Подписаться на новые публикации Вконтакте