Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при организации изобразительной деятельности в ДОУ."

Автор публикации:
Бабчук Марина Николаевна
г. Тольятти, Самарская область

Многие психологи и педагоги современности считают, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить знакомство детей с элементам математики как путем целенаправленного обучения в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, так и в совместной деятельности детей и взрослых. Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время. Многие исследователи проблем обучения и развития дошкольников (Г.С. Костюк, М.И. Моро, А.А. Свечников, Л.И. Скаткин и др.) отмечают, что для математического развития детей дошкольного возраста необходим комплексный подход.

Осознанное овладение элементами математического знания возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности.

Важным средством восприятия окружающего мира является изобразительная деятельность . Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление о мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого и руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Изобразительную деятельность в ДОУ составляют:

- лепка;

-аппликация;

-рисование.

В процессе данных видов деятельности ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Также во всех видах изобразительной деятельности развиваются и закрепляются измерительные навыки. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет

Важной задачей изобразительной деятельности является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Что особенно хорошо просматривается на примере аппликации.

В основе изобразительной деятельности лежит понимание детьми абстрактных математических понятий через конкретные образы. Так как у дошкольников тип мышления наглядно-образный, наглядно-действенный, то есть они способны воспринимать те объекты и явления окружающей действительности, которые можно увидеть, услышать, потрогать и так далее. Абстрактные же понятия такие, как цифры, счет, количество, время увидеть нельзя, в руки не возьмешь; поэтому их детям надо преподносить через конкретный образ, в чем нам и помогает изобразительная деятельность.

Таким образом необходимо интегрировать задачи по ФЭМП в изо деятельность.

Совместная математическая и изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, внимания и усидчивости. Нетрадиционное рисование особенно нравится детям дошкольного возраста.

Каждая техника может использоваться для решения нескольких программных задач, например: техника "Рисование пальчиками "может использоваться для формирования составления отдельных групп предметов, знакомстве с понятиями "один", "много", "выше-ниже" , «большой-маленький».

Техника "Оттиск печатки" может использоваться для умения различать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, "больше-меньше"

Используя в работе рисование ладошкми, дети учатся ориентироваться в пространстве ,использовать в работе разные цвета и оттенки для получения более выразительной работы.

Интеграция разных видов детской деятельности -основополагающий принцип развития современного дошкольного образования. Именно она должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Таким образом, если интегрировать формирование математических представлений с изобразительной деятельностью, то в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной де6ятельности детей и воспитателя в условиях дошкольного учреждения, будет происходить постоянное и непрерывное формирование элементарных математических представлений у детей.





Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: