Конспект НОД "Иллюстрирование сказки "КОЛОБОК"

Автор публикации:
Матвеева Елена Викторовна
Астраханская обл. с.Икряное

Конспект НОД по изобразительной деятельности «Иллюстрирование сказки КОЛОБОК»

Педагог доп.образования

Матвеева Елена Викторовна

Тема: Иллюстрирование сказки «Колобок».

Цель. Создать эскиз иллюстрации к сказке «Колобок» в карандаше.

Задачи. Обучать восприятию особенностей изобразительного языка художника–сказочника в иллюстрациях, учить передавать в рисунке смысловую связь сказочного сюжета, гармоничной композиционной организации плоскости листа бумаги. Развивать художественное видение, фантазию, творческие способности, чувство композиции, изобразительные навыки. Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе, в поступках людей, любовь и интерес к народному творчеству, чувство гордости за свой народ.

Оборудование:иллюстрации к сказкам (детские книги, репродукции, слайды, диафильмы), аппликационный материал для работы над композицией, игрушечные животные, лист бумаги для изображения, простой карандаш, резинка.

Ход НОД

1. Чтение отрывка из сказки « Колобок *.

Воспитатель выразительно читает отрывок из сказки «Колобок» с той целью, чтобы создать у детей соответствующий художественный образ. Отрывок должен быть коротким по времени и выразительным по содержанию, чтобы дети сразу могли определить название сказки.

2. Беседа по сказке.

— Кому нравится сказка?

— Что нравится в сказке?

— Кто написал сказку? (Сказка народная).

Необходимо обратить внимание детей на творчество русского народа, который создает такие умные, красивые сказки, тем самым воспитывая в детях чувство гордости за родной народ, чувство патриотизма.

— Какой эпизод из сказки вам больше всего нравится? Почему? (Дети обосновывают выбор эпизода с нравственной и художественной стороны).

3. Восприятие иллюстраций художников к сказкам.

— Вы, наверное, все заметили, что в книге к сказке всегда есть картинки. Эти картинки называются иллюстрациям! Иллюстрация — изображение, поясняющее или дополняющее текст. Иллюстрации к сказкам создают художники. Иллюстрации художников–сказочников отличаются от работ других художников. В чем же отличие художественного почерка художников– сказочников?

Воспитатель демонстрирует иллюстрации художников к сказкам и репродукции других жанров изобразительного искусства. Необходимо путем сравнительного анализа выявить выразительные особенности сказочных иллюстраций. Для восприятия детям можно предложить изображение животных анималистического жанра, так как в сказке есть персонажи–животные, и изображение животных сказочного жанра.

— Дети, посмотрите на изображения животных. Это реалистические рисунки художников.

— Кто изображен на этих рисунках?

— Сравните реалистические изображения со сказочными рисунками животных. Чем они отличаются? (В иллюстрациях к сказкам животные нарисованы в одеждах).

— Чем украшены одежды животных? (Узором).

— Видно ли по выражению животных их настроение? (Да, мы видим, что медведь сердится, лиса хитро улыбается, коза плачет).

— Дети, в картине художника–реалиста изображается реальная действительность. Животные нарисованы такими, какие они есть на самом деле. В иллюстрациях художника–сказочника мы тоже можем узнать медведя, лису, волка. Но их художник изображает с выдумкой, фантазией. Одевает в одежды, преувеличивает отдельные черты.

В изображении растений, деревьев у художника–сказочника тоже можно отметить фантазию, украшение. (Учитель обращает взимание на декоративные деревья. Сравнивает с реалистическим изображением пейзажа).

Ориентировочные вопросы, которые можно ставить перед детьми в ходе беседы:

— Чем отличается изображение природы в сказке от изображений художника–реалиста? (Природа у художника–сказочника фантастическая, деревья декоративные, форма деревьев упрощена, обобщена).

— Мы познакомились с особенностями выразительного языка художника–сказочника, узнали, какие приемы используются в иллюстрациях к сказкам.

4. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы будем художниками–сказочниками. Каждый из вас создаст иллюстрацию к эпизоду сказки, который он хотел бы нарисовать. Рисовать будем простыми карандашами.

5. Работа над композицией.

— Прежде чем приступить к рисованию, мы поработаем над композицией. Я сейчас буду составлять композицию для того эпизода, который хочу нарисовать. Например, эпизод, когда колобок покатился по дорожке от дома деда и бабы. У меня аппликация домика, деревьев и колобка. Есть еще один такой набор аппликаций. Кто пойдет к доске и вместе со мной будет работать над композицией? (Можно предложить составлять композицию двум ученикам).

К доске выходят один или два ребенка, и каждый составляет свою композицию. Аппликационые элементы используются одинаковые с той целью, чтобы наглядно увидеть творческое решение композиции каждого ученика. На доске нарисованы два прямоугольника, на которых нужно расположить избушку, деревья, колобок. Отдельные элементы пейзажа можно дорисовать, например, линию горизонта, лес вдали, дорожку, цветы на поляне. Когда композиционные работы готовы, необходимо провести анализ готовых композиций.

— Чья композиция вам больше нравится? Почему?

— Какие замечания есть у вас по поводу этого композиционного решения?

6. Педагогический рисунок.

В ходе педагогического рисунка воспитетель может показать изображение отдельных элементов сказочного изображения (например, прием изображения декоративного дерева, спила дерева для изображения сказочной избушки и т. п.). Также можно показать приемы изображения зайца, лисы, медведя, волка. При изображении упрощенных форм животных можно опираться на принесенные детьми игрушки.

7. Практическая самостоятельная работа обучающихся.

В ходе практической работы воспитатель обращает внимание на выбор выразительных средств соответственно стилю сказки (фантастичность, декоративность и т. д.), посадку детей, проводит индивидуальную работу по предупреждению ошибок.

8. Просмотр и анализ детских работ.

Для анализа воспитатель отбирает несколько работ и прикрепляет их на доску.

.— Чья работа, по вашему мнению, наиболее выразительная?

— Какие средства использовал автор для передачи сказочного сюжета?

— Чье композиционное решение наиболее удачное?

9. Итог НОД.

На НОД учились видению особенностей выразительного языка художника–сказочника, учились изображать эпизод к сказке «Колобок».

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: