Методическая разработка, обобщение опыта "Система использования блочно-модульной системы на уроках "Фармакология"
Министерство образования Красноярского края
Рыбинский филиал Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Уярский сельскохозяйственный техникум»
Обобщение опыта «Система использования блочно-модульной системы на уроках «Фармакологии»
по специальности среднего профессионального образования 111801 «Ветеринария»
Выполнила: преподаватель ветеринарных дисциплин Паршакова Т.П., с. Рыбное2015 г.
«Превратить деятельность студента в его самодеятельность» К.Д. Ушинский
Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что по – моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любом учебном заведении и для каждого педагога, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должна служить главной конечной целью образовательного процесса. Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии.
Сущность блочно-модульной технологии:
Блочно-модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения.
Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения».
Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
Содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
Преподаватель общается с обучающимися, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учащимся индивидуально;
Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Каждый студент– активный субъект своей собственной деятельности. Позиция студента – это позиция полноценного субъекта деятельности. Осуществляющего самостоятельно все этапы; целеполагание и планирование, реализацию, цели и анализ результатов.
Происходит динамическое развитие во взаимодействии: преподаватель – студент – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идет к консультативно-координирующей. Взаимодействие студент – преподаватель - класс идет с помощью модуля.
Хочу кратко выделить основные черты блочно-модульной технологии.
•Содержание обучения должно быть в самостоятельных блоках;
•Преподаватель общается со студентом непосредственно с каждым индивидуально)
•Каждый студент работает большую часть времени самостоятельно и таким образом образом может определить уровень своихзнаний, умений.
Использование данной технологии направлено целей:
а) мотивация учения;ч*
б) активизация учебного процесса;
в) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
г) развитие навыков сотрудничества и делового общения;
д) развитие способностей к саморегуляции деятельности, ее оценке.
И как ожидаемый результат - это способность и умение студентов работать творчески, самостоятельно добывать знания, осмысливать, анализировать, вникать в сущность явлений и обобщать их.
Модульное обучение дает возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.
Суть рационализации:
-индивидуализированное содержание обучения;
-выбор студентами путей и темпа усвоения;
-возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.
Принципы модульного обучения.
Модуль - целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Принципы:
1.опережающее изучение материала;
2.выделение из содержания обучения обособленных элементов (УЭ)
3.динамичность;
4.разносторонности методического консультирования;
5.осознанной перспективы;
6.гибкости — основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности;
7.модульности — предполагает построение учебного материала в виде блоков, на основе цельности и завершенности, полноты и логичности
8.развитие у студентов всех «само», самоконтроль, самовоспитание, самоанализ.
Каждый студент - активный субъект своей деятельности. Позиция студента - это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и
Я подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, графические, терминологические диктанты и т.д. Затем пишу методические пособия для студентов, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству студентов.
Методическое пособие для студентов - это технологическая карта урока. Она включает в себя:
-целевой план действий для студентов (планирование результатов деятельности для студентов на уроке);
-содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
-руководство по усвоению материала (виды деятельности студентов, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего студент овладевает различными приемами самообразовательной работы);
-указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
-блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
-самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
-рефлексия дает возможность студентам оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Общий план проведения блочно-модульного урока.
1)Тема модуля разбита на учебные элементы (УЭ) - графа № 1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Студенты должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.
2)К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала - графа № 2, в графе № 3 даются рекомендации по усвоению студентами учебного материала (виды деятельности студента, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего студент овладевает различными приемами самообразовательной работы).
3)Уровень знаний по каждому УЭ студенты оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность студентам учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый студент вместе с преподавателем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, студенты объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ студенты выставляют в лист учета знаний.
4)В УЭ -0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить студентов на рабочий лад, заинтересовать или создать какую- либо проблемную ситуацию.
5)Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков студентов, чтобы иметь информацию об уровне готовности студентов.
6)Далее идет основной этап урока - изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ - 5) и закрепление знаний (УЭ - 6)
7)После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.
8)Последний этап - подведение итогов (УЭ - 7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.
Самое сложное в студенческой жизни - это оценка. Традиционная система оценивания студентов несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е. не вызывает у студента стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В- третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний студента. Следует помнить, что сегодня студенты получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, техникум требует от студентов не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности студента, и у каждого студента был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого студента, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом студенте заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый студент, что выходит за рамки обязательного минимума. Это же первый шаг к реализации поставленной задачи.
1ступень -1 -й уровень - узнавание, запоминание, воспроизведение
усвоение
знаний
2ступень -2-й уровень - пересказ текста словами, умение давать объяснение
пониманиеделать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать
полученные данные для определения следствия.
3ступень-3-й уровень - умение применять ранее усвоенный материал
пониманиев новых учебных условиях
4ступень –4 й уровень - умение расчленять материал на составляющие элементыанализ(вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия,взаимосвязи и т.д.)
5 ступень –5-йуровень - умение студентов комбинировать элементы,
синтезреорганизовывать информацию из источников и на этой основе создаватьновый образ (в виде доклада, схемы, таблицы). Решать проблемы.
6 ступень -
оценка
6-йуровень - умение студентов оценивать значение факта, утверждения,исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ.
Считаю важным заранее довести до студентов требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности преподавателя.
Работая на уроках по блочно- модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:
за развитием навыков самообразования, самоанализа, самооценки, самореализации;
тематический (контроль знаний ЗУН студентов по блокам);
итоговый контроль (по результатам)
Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.
Что же дает модульное обучение?
Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании студентов.
Значение блочно- модульной технологии для студентов, включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось анкетирование по вопросам:
•Что дают мне модульные уроки?
•Отвлекаюсь ли я на уроке?
•Хотели бы вы, чтобы так работали все преподаватели?
Из числа опрошенных, 95% студентов одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, что самостоятельная работа стала для этих студентов средством активной познавательной деятельности. Студентам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля.
Студенты в анкетах пишут, что на модульных уроках они в большей степени могут самореализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижения на более высокий уровень обучения.
Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания «Фармакологии», способствовал выявлению мной причин трудностей на уроке при традиционной форме обучения.
№ п/п |
Что мешает учиться лучше |
2014-2015 |
2015-2016 |
1 |
Недоступность учебного материала |
9 |
6 |
2. |
Отсутствие приемов учебной деятельности |
0 |
1 |
3. |
Неумение самостоятельно работать с книгой |
5 |
4 |
4. |
Неверие в свои силы |
14 |
11 |
5. |
Плохие взаимоотношения с преподавателями |
1 |
2 |
6. |
Плохое состояние здоровья |
15 |
18 |
7. |
Потеря интереса к учению |
9 |
11 |
8. |
Плохие способности |
12 |
И |
9. |
Плохие учебники |
1 |
3 |
10. |
Низкая квалификация педагогов |
0 |
0 |
11. |
Отсутствие уважения в техникуме к студентам |
0 |
1 |
12 |
Отсутствие порядка в техникуме |
0 |
0 |
13 |
Увлечение другими делами |
19 |
21 |
14 |
Собственная лень |
25 |
31 |
Проанализировав данные, с целью повышения мотивационного аспекта с 2015-2016 учебного года стала использовать отдельные элементы блочно - модульной технологии. Для апробации технологии, которая затем сложилась в систему, я выбрала 23 группу студентов ветеринарного отделения на базе 11 классов. Перед началом проанализировала уровень овладения студентами общеучебными умениями и навыками (анализ аттестатов, беседа).
Аргументация результативности опыта работы.
Использование на занятиях блочно-модульной технологии, позволило построить урок от студента, вовлечь каждого из них в учебно-воспитательный процесс, в деятельность по овладению новых знаний, посильную нагрузку, дозированность домашнего задания.
Это отразилось на качестве преподавания «Фармакологии».
а) студенты участвовали в предметных викторинах, олимпиадах, фармакологическом эрудиционе внутри техникума, показали хорошие знания;
б) наблюдалась динамика роста и качества знаний.
Качество знаний, уровень обученности студентов в
2012-13 |
2013-14 |
2014- 15 |
2015- 16 |
||||
Качество знаний |
Уровень обученности |
Качество знаний |
Уровень обученности |
Качество знаний |
Уровень обученности |
Качество знаний |
Уровень обученности |
56% |
98% |
50% |
100% |
54% |
100% |
56% |
100% |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Опыт моей работы был представлен:
а) на заседаниях цикловой комиссии;
б) на педагогических кружках;
в) проводились открытые уроки, мастер - классы для преподавателей техникума;
г) на зональном конкурсе «Учитель года 2009»
Проблемы:
Одна из коренных проблем - эта проблема активности и самостоятельности студентов, т.к. деятельность преподавателя немыслима без опоры на эти качества тех, кого учит. Поэтому, чтобы добиться этого от каждого студента необходимо:
1.взять на вооружение и укрепить человеческий фактор (основополагающая задача преподавателя);
2.создать оптимальные условия для развития профессионального мышления (материальная база, компьютерные технологии);
3.слабая подготовленность студентов умению общаться, слушать других, развивать творческую активность, вызывать у студентов радость познания и удовлетворенности в учебе.
4.гигантскаяподготовительная работа преподавателя по разработке методических инструкций, методических материалов (большой объем информации, недостаток справочной литературы)
5.Невсегда достоверные результаты само- и взаимоконтроля.
В перспективе:
•Организовать обучение студентов на таком уровне трудности, который требует от них интеллектуальных и волевых усилий.
•Учебный материал подбирать так, чтобы он не был примитивным. Студент не ограничивался его воспроизведением, а понимал, развивая при этом свое профессиональное мышление, самообразование, ответственность, и был компетентен во всех ситуациях, какие бы ему не преподносила наша сложная жизнь.
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ
(ОЦЕНИ СЕБЯ САМ)
МОДУЛЬ №62 ТЕМА : «ВИТАМИНЫ»
Этапы работы |
Количество баллов по заданиям |
|||||
№ 1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
итого |
|
У.Э- 1 |
||||||
У.Э-2 |
||||||
У.Э-3 |
||||||
Итого |
Критерии оценок : если ты набрал 16-15 баллов, то оценка за урок - «5»; 14- 13 баллов - «4»; 12-10 баллов - «3»; менее 10 баллов - неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя еще есть возможность исправить положение.
Дифференцированное домашнее задание :
Если оценка за урок «5» баллов, ты не получаешь домашнего задания;
Если оценка «4», повтори еще раз тему;
Если оценка «3» и менее, прочитай всю тему и сделай конспект, еще раз обрати внимание на ключевые понятия.
Творческое задание :
1.Составить ребус по теме.
Модуль № 62
Тема: «Витамины»
Учебный элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Управление обучением |
У.Э-0 |
Интегрирующая цель: по завершению работы над учебным материалом вы должны: Владеть основными знаниями по фармакодинамике и применению витаминов, сравнивать свойства витаминов и выбирать нужный препарат в конкретных ситуациях. Развить свое профессиональное мышление и навыки самообразования и самоконтроля на данном уроке. |
|
У.Э. - 1 Актуализация опорных знаний |
Цель: Выявить имеющиеся знания студентов по данной теме. Задание № 1. -какие вещества называют витаминами? -какие витамины вы знаете? -на какие 2 группы делят витамины? -какие витаминные препараты вы знаете? -в каких кормах содержатся витамины? -почему морковь имеет оранжевый цвет? -в каких лекарственных формах выпускают витамины. -какое значение имеют витамины для организма? -как оценивается активность витаминов? -какие существуют источники получения витаминов? |
За каждый правильный ответ в лист контроля «Оцени себя сам» ставим 1 балл |
У.Э.- 2 Изучение нового материала |
Цель: Освоить классификацию, принципы, действие витаминов и их применение. Работа в микрогруппах. Первая микрогруппа изучает действие и применение витамина А. Прочитайте текст на стр.278-280 Проведите диалог. Обменяйтесь информацией. Защита вопроса жирорастворимые витамины. Витамин А (аксерофтальмический) -опережающее чтение (докладывает студент) -стихотворение о витамине А, -песня о витамине А. -препарат тетравит Рефлексия: -что нового вы узнали? -с какими терминами познакомились? -выставьте баллы в лист самоконтроля «Оцени себя» Защита вопроса второй микрогруппой. Прочитайте текст на стр. 285 - 287 Обменяйтесь информацией. Витамин Д (антирахитический) |
За ответ от 3 до 5 баллов За ответ 1 балл Учебник |
План урока
Дата: 28.01.2016 Группа: 23-В
Специальность: «Ветеринария»
Преподаватель: Паршакова Т.П.
Тема: «Витамины»
Цели:
Образовательная:
•Обеспечить в ходе урока усвоение основных знаний по фармакодинамике и применению витаминов;
•Формировать и закреплять у студентов умения сравнивать свойства витаминов и выбирать нужный препарат в конкретных ситуациях;
•Обобщить и систематизировать знания по витаминам и витаминным препаратам.
Развивающая:
•Учить студентов добывать знания из дополнительной литературы, современных справочников, умение действовать самостоятельно, развивать умения проводить самоанализ и самооценку знаний, познавательную активность студентов.
Воспитательная :
•Воспитывать интерес к изучаемой дисциплине, к своей профессии, творчеству, новаторству.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-витаминопанорама
Методы активизации познавательной деятельности студентов:
•Создание ситуации успеха;
•Проблемно-побуждающий;
•Оценка своих достижений
•Использование материала урока для выработки студента собственного взгляда на место витаминов в жизнедеятельности организма.
Материальное обеспечение: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, справочники, учебники, презентация темы «Витамины», натуральные образцы лекарственных препаратов.
Межпредметные связи: Внутренние незаразные болезни, Гинекология и биотехника размножения сельскохозяйственных животных, Патологическая физиология и патологическая анатомия сельскохозяйственных животных.
Отличительные черты урока: участие всех, разнообразие работ, выстраивание системы знаний, самоконтроль, взаимоконтроль, самообразование
Ход урока
I.Организационный момент (2 мин.)
а)Приветствие:
Здравствуйте те, кто сегодня весел.
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
А теперь улыбнитесь все те, кто будет работать с полной отдачей.
б)Формирование рабочих групп, объяснение правил работы на уроке.
Эпиграф урока: :
«В руках невежды лекарство яд.
В руках же людей сведущих –
напиток бессмертия»
Сашрута
II.Актуализация опорных знаний:
Выступление историка
Ответить на вопросы:
-какие вещества называют витаминами?
-какие витамины вы знаете?
-на какие 2 группы делят витамины?
-какие витаминные препараты вы знаете?
-в каких кормах содержатся витамины?
-почему морковь имеет оранжевый цвет?
-в каких лекарственных формах выпускают витамины.
-какое значение имеют витамины для организма?
-как оценивается активность витаминов.
-какие существуют источники получения витаминов?
Рефлексия:
•Сделайте самоанализ по итогам выполненной работы и определите трудные или непонятные вопросы.
•Выставьте баллы в лист контроля «Оцени себя сам»
III.Изложение нового материала с отражением вопросов экономического, экологического образования.
Методы ГМД, демонстрация, опережающее чтение, беседа, устная форма защиты вопросов.
1.Об экономической целесообразности применения витаминов.
2. Работав микрогруппах.
Защита первого задания «Витамин А»
Поучительный вывод:
Можно ли сделать из услышанной вами информации такие выводы, которые значимы для вашей деятельности и жизни?
Защита второго задания «Витамин Д»
Поучительный вывод:
Проанализируйте весь услышанный материал по данному вопросу и скажите, что заслуживает особого внимания и обсуждения?
Защита третьего задания «Витамин С»
Что не ждали!
Выберите из услышанного вами такую информацию, которая является для вас неожиданной.
3.Несовместимость витаминов (докладывает студент)
IV.Закрепление нового материала.
1.Разгадать лабиринт
V.Рефлексивно- оценочный этап.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Продвинулись ли мы в ее достижении?
•Подсчет баллов.
•Выставление оценок.
VI.Итог урока.
Преподаватель: Паршакова Т.П.