Патриотический классный час:«Символы России»

Автор публикации:
Гаврилова Екатерина Анатольевна
Россошь

Вселенский опыт говорит,

что погибают царства

не оттого, что тяжек быт

или страшны мытарства.

А погибают оттого

(и тем больней, чем дольше),

что люди царства своего

не уважают больше.

(Булат Окуджава / РОДИНА)

Ход классного часа

В эпоху информационных технологий и стремительного ритма жизни в сердцах человечества стало стираться такое понятие как родина. Мы все произносим это слово, но ничего не вкладываем в это понятие.

Начиная наш классный час, хотелось бы задать вопрос, что значит понятие дом и родина?

Дом — то же, что и жилище.

Дом — то же, что и здание.

Дом — единица поземельного владения

Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родѝна — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья) [1] — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место откуда произошли предки,корни человека.

Родина. Все говорят об этом, но что же подразумевается под этим словом? Место где ты появился на свет? Страна, где прошло твоё детство? Или, быть может, где ты встретишь старость?

- А что означает Родина для вас?

- Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремиться возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения.

- Произнеся слово Родина, человек испытывает особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям, желание сохранить символы страны

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

- Какие символы России вы можете назвать? (учащиеся предлагают свои варианты)

- Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (учащиеся высказывают свои мнения)

- верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Говорить о символах мы будем в форме игры. Игра будет проходить между двумя командами. За каждый правильный команда получает 1 очко. И так темы нашей игры: гербы России, флаги России, гимны России и История символов государства, где встречаются вопросы по всем символам нашего государства.

Тема «Флаги России»

  • 1.С 1918 года флаг России был этого цвета. (красный)
  • 2.Именно от этого правителя пошла традиция трехцветного флага России. (Петр I)
  • 3.Именно такого цвета знамя российских Вооруженных сил. (красный)
  • 4.Как выглядел флаг, утвержденный Александром II?

Горизонтальные полосы

  • 5.Именно этот день отмечается как День Российского флага.

(21 августа 1991 г. стал трехцветным)

Тема «Гербы России»

  • 1.Как называется символическое изображение, составленное по определенным правилам и утвержденное органами власти? (герб)
  • 2.С именем этого правителя связано появление нового символа Русского государства – двуглавого орла. (Иван III)
  • 3.Назовите Святого (всадника), поражающего змея, на российском гербе.
  • (св.Георгий Победоносец)
  • 4.Какая надпись была написана на гербе СССР на нескольких языках?
  • (Пролетарии всех стран соединяйтесь!)
  • 5.В каком веке на гербе России появился двуглавый орел? (15 век)

Тема «История символов государства»

  • 1.Назовите первоначальное значение слова «герб» (наследство)
  • 2.В каком году был принят флаг Российской Федерации? (1991 год)
  • 3.Кого в древние времена изображали на знамёнах и флагах?(святых, лики Христа и Богородицы)
  • 4.Какие монархические атрибуты изображены на гербе России?(скипетр и держава)
  • 5.Что означают три короны на гербе России?(3 власти: исполнительную, судебную и представительную)

Тема "Гимны России"

1.Как называется хвалебная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке. (Гимн).

Назовите авторов текста и музыки этого гимна:

"Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!"

(С.В.Михалков, А.В.Александров)

2.как назывался гимн, который стал использоваться после революции 1917 года?

("Интернационал").

3.Кто является автором музыки гимна, утвержденного в 1944 году? А.В.Александров

4.Кто был автором гимна России, написанного в 1834 году?

"Боже, царя храни!
Сильный, державный.
Царствуй на славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный;
Боже, царя храни!"

(В.А. Жуковский).

- Не только гимн является отличительной особенностью каждого государства, но и патриотические песни всегда играли важную роль в истории и развитии государства.

- почему они важны для любого гражданина?

1.- потому что это память о подвиге народа

2.- патриотические песни – это музыкальная летопись истории государства Великой Отечественной войны

  • 3.- Дарят веру в победу, объединяет людей, и поднимают дух воинов

- Какие патриотические песни вы знаете?

-Прослушаете запись и скажите о каких песнях идет речь?

Ах, ты степь (русская народная песня)

Боже, Царя храни!

В землянке (муз. К. Листова, сл. А.Суркова, исп. Г. Белов)

Вдоль по Питерской (русская народная песня)

Во поле березонька стояла (русская народная песня)

Второй батальон

Вы Россию несли на руках муз. Р.Неврединов, сл. О.Борисова, исп. Николай Шамнин

Гимн Российской Федерации

Главное, что есть ты у меня

Давай за...

Два друга (исп. Вадим Козин)

День Победы (муз. Д.Тухманов, сл. В.Харитонова,, исп. Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им.Александрова)

День Победы (Д.Тухманов)

День Победы (Д.Тухманов, В.Харитонов)

Дорожка фронтовая (песенка фронтового шофера) (муз. Б.Мокроусов, сл. Н.Лабковский, Б.Ласкин)

Калинка (русская народная песня)

Катюша (муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского, исп. Т.Синявская)

Подведение итогов классного часа:

Итак, сегодня мы с вами вспомнили государственные символы нашей Родины – России. И поговорили о патриотической песни, я надеюсь, что в ваших сердцах живет гордость к Родине.

Список использованной литературы:

1.Наумов О. Н. Государственная и территориальная геральдика России: очерк истории. Преподавание истории в школе. – 1999. – №4.

2.Серов Б.Н. Поурочные разработки. Гимн.Герб.Флаг. М.- Вако, 2005

3.Соболева Н.А., Артамонов В. А. Символы России. – М.,1993

Источник интернет-ресурса:

http://mou028.omsk.edu.ru/cait/arxiv2.html

http://viol.narod.ru/history_ros/1941_1945/pobeda.htm

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации