Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
Моделирование образовательного процесса
с учетом ФГОС дошкольного образования
- В настоящее время педагогическому коллективу необходимо разработать модель организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с ФГОС и образовательной программой своего дошкольного учреждения.
- На этом этапе важная роль отводится методической деятельности. Что необходимо сделать?
- •разработать план по введению ФГОС и обновлению образовательного процесса;
- • проанализировать определить достаточный и необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов на основе профессионального стандарта «Педагог»;
- •обозначить особенности каждого педагогического сообщества, определить роль и место их в методическом сопровождении внутри целостной системы методической работы;
- •организовать инновационную и внедренческую деятельность в образовательной организации, с целью повышения качества образовательного процесса.
- •В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» он должен обладать компетенциями, условно разделенными на три пространства деятельности:
- •Общепедагогическая функция. Обучение.
- •Воспитательная деятельность.
- •Развивающая деятельность.
- В каждом из трех пространств деятельности конкретизируются «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания» и «другие характеристики».
- Основаниями для моделированияобразовательной работы могут являться: региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций;
- •образовательная программа организации, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой.
- • приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг;
- •условия, созданные в организации для реализации Программы, (кадровые, научно - методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)
В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока:
- - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- - свободная самостоятельная деятельность детей.
- Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).
- Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. (Д.Б. Эльконин).
- Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста.
- В процессе этого взаимодействия у ребенка
- –Происходит развитие способов (средств) действия
- –Развивается познавательная мотивация и увлеченность
- –Развиваются и транслируются культурные нормы – в том числе, нормы взаимодействия с другими людьми
- Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым
- –Возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории
В нормативном контексте необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова):
- 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)
- 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Основные позиции обновления организации образовательного процесса:
- •Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц)
- • Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.
Формы образовательной деятельности:
- •Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно- тематическом планировании ( тематический час, день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
- • Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
- Примеры форм организации двигательной детской деятельности:
- •Подвижные игры с правилами
- •Подвижные дидактические игры
- •Игровые упражнения, игровые ситуации
- •Соревнования, досуги
- •Ритмика, аэробика, детский фитнес
- •Спортивные игры и упражнения.
- •Аттракционы
- •Спортивные праздники
- •Гимнастика (утренняя и пробуждения)
- •Организация плавания и др.
Основные позиции обновления организации образовательного процесса:
- •Профессиональное взаимодействия педагогов с детьми
- •Психологическое сопровождение образовательного процесса
- •Четкая организация взаимодействия специалистов
- •Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений)
Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.д.
- Дошкольная педагогика отошла от формулировки «работа с родителями» и поставила перед педагогами задачи - установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Эти отношения определяются понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие", под которыми подразумевается двусторонний процесс, ориентированный на повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Ключевые задачи обновления образовательного процесса с учетом ФГОС ДО:
- 1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
- 2. Творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.
- 3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
- 4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие).
- 5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
- 6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям