Конспект модуля "Христианские представления о любви, семье" программы "Основы православной культуры"

Автор публикации:
Мантрова Татьяна Николаевна
Г. Люберцы, Московская область

Программа «Основы православной культуры», представляемая на конкурс методических разработок «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков», создавалась непросто. Опыта ведения подобного курса в практике работы моей, как, впрочем, и других педагогов, не было. В стране только начиналось введение этих курсов, ещё не было принято соглашение на высоком уровне (в министерстве образования), методические разработки и рекомендации отсутствовали. Учащиеся 6-х классов 2003-2004 учебного года- мои первые слушатели факультатива.

Сложным казалось всё. С чего начать? Как донести до учащихся прописные истины? Как достучаться до каждого? Материал собирала по крупицам. Читала все епархиальные газеты, православные издания, изучала Библию.

Содержательная часть факультатива «рождалась» трижды, т.е. три года подряд я брала 6-е классы, и всё начиналось заново. Многое зависело от учащихся, их уровня развития, а также и от родителей. Работа увлекла меня, а вместе со мною увлекались и мои ученики. Повысилась их учебная активность, возросло участие детей в проведении мероприятий для младших школьников- учащихся начальной школы: готовились классные часы о православных святых, сообщения о северных монастырях и православных храмах…

Я уверена, что стою на правильном пути. Интересно мне- значит я заинтересую и моих учеников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях, когда существуют напряженные мировые взаимоотношения, политическая и экономическая нестабильность, дисгармония, рушатся моральные устои, необходимо найти основу для восстановления нравственности, приложить все усилия к воспитанию подрастающего поколения. Вот для этого и разработан курс «Основы православной культуры». Программа факультативного курса «Основы православной культуры» для 6 (7)-х классов является авторской. При разработке использованы рекомендации «Программы для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» (5-11 кл., Калининград, 2002г. Рекомендовано Центром духовно- нравственнного образования и воспитания Калининградской области, институтом повышения квалификации и подготовки работников образования), а также материалы Программы «Православная культура России (учебные программы)», Новосибирск, 2001г. Учебная программа для учащихся школ, гимназий, лицеев.

Формирование высоконравственной, культурной личности, гражданина, патриота Отечества – одна из основных функций образования. Знакомство с материалом курса способствует формированию у учащихся социальной и гражданской зрелости, подлинного патриотизма, поскольку невозможно привить любовь к тому, что человек не знает, нельзя заставить защищать то, что человек не ценит.

Программа состоит из 2-х модулей. Первый модуль – «Христианские представления о любви, семье». Второй модуль- «Святые праведные земли Российской». На конкурс представлен первый модуль, и о нём будет идти речь далее.

Первый модуль располагает оптимальным материалом, который могут усвоить ученики на факультативных занятиях в пределах выделенного времени. Отсутствие специальных школьных пособий по данному предмету определяет специфику формы обучения: лекция, беседа, самостоятельная подготовка как на занятии, так и дома. На протяжении всего курса важно развивать у учащихся стремление добывать знания к самостоятельному осмыслению роли православия в нашем обществе, к накоплению этических переживаний, к развитию духовных начал личности. Для того, чтобы пробудить это стремление, следует научить их работать с литературой по предмету, видеозаписями, давать навыки исследовательской и краеведческой работы. Помочь организовывать работу с первоисточниками: чтение, анализ, объяснение документов.

Во время объяснения тем учитель использует различные технологии, но в основном опирается на технологию интенсификации и активизации деятельности учащихся. Технология развивающего обучения способствует формированию интеллектуальных способностей, пробуждает у учащихся стремление к познанию. Практически на всех уроках учитель использует технологию уровневой дифференциации.

Актуальность разработки данного курса объясняется следующими причинами:

На сегодняшний момент важно сконцентрироваться на духовном совершенствовании личности.

Приобщение подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности.

В обстановке духовных заблуждений (секты) только просвещение и знания помогут принять правильное решение.

Таким образом, актуальность данного курса ясна и тесным образом связана с целью и задачами православного воспитания школьников.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Формировать верные представления о христианской системе ценностей через ознакомление учащихся с материальными и духовными сокровищами отечественной и мировой православной культуры.

ЗАДАЧИ КУРСА (первого модуля):

Образовательные

Объяснить учащимся, что основополагающий фактор христианского мировоззрения – любовь.

Ознакомить учащихся с христианскими представлениями о семье, обращая особое внимание на взаимоотношения отцов и детей, отношения потомков к памяти предков.

Рассмотреть значение человеческого имени и суть такого явления как человеческая святость.

Дать представление об основных типах святых, принятых в Православии.

Познакомить с отдельными программами Жития святых.

Воспитательные:

воспитать у учащихся интерес и уважение к православным традициям России.

приобщить к высшим человеческим ценностям.

способствовать воспитанию высоконравственной личности

Развивающие:

развивать у учащихся цельные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.

развивать умения анализировать, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников;

  • создавать условия для развития у них художественного вкуса, воспитания уважительного отношения к памятникам культуры.

Содержание курса может быть использовано:

для написания творческих исследовательских работ:

при решении жизненных ситуаций;

при проведении внеклассных мероприятий, построенных на принципах гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу.

Структура курса: курс состоит из 2-х модулей, содержательная часть которых предполагает возврат к ранее изученным темам по истории, литературе, МХК и их углубление за счет расширения темы.

Режим проведения: предположительно в 6-7 классах 1 час в неделю в течение всего учебного года: общее количество часов – 35.

Интеграция с предметами: история; литература; МХК.

УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

Учащиеся к концу изучения данного раздела курса «Православная культура»

Будут знать:

1.Знать, что такое любовь, как её понимают люди, любовь как свойство личности, любовь как непременное условие счастья.

2.Что именуется семьей. Воспитание детей – главная задача семьи.

3.Обязанности родителей и детей по отношению друг к другу.

4.Что такое покаяние, смирение, прощение.

5.Что значит имя для человека.

6.Моральные нормы поведения.

7.Правила ведения дискуссии.

8.Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.

Учащиеся будут уметь:

1.обобщать материал в ходе дискуссии;

2.формулировать вопросы;

3.делать выводы, умозаключения.

Предполагаемые формы проведения занятий:

üдискуссия;

üработа с текстом;

üанализ жизненных ситуаций;

üрешение ситуаций нравственного выбора;

üработа в группах;

üкруглый стол;

üпосещение музеев, библиотек, храмов города;

üсамостоятельная исследовательская работа.

üэкскурсии по святым местам

Ожидаемый результат курса: Предполагается, что, усвоив данный курс, учащиеся будут действовать в реальной жизни в соответствии с нравственными нормами, у них появится потребность в продолжении занятий в старших классах. Общеучебные умения и навыки, приобретённые во время занятий, дадут возможность школьникам принимать участие в различных конкурсах, а также самостоятельно создавать учебно-исследовательские проекты.

Часы

Темы занятий

Проблемные вопросы,

Содержание занятия, методы и приёмы

№1

1час

«Бог есть любовь».

О любви (свойства любви)

Что значит любить?

Можно ли воспитать любовь?

Беседа по проблемным вопросам. Ведение дискуссии, участие в дискуссии

Знакомство с текстом Первого Послания Апостола Павла коринфянам.

Индивидуальная работа: сообщения учащихся по темам: «История любви Петра и Февронии Муромских», «История преданной любви преподобного Антония Сийского», чтение стихотворения Константина Бальмонта «Люби!»

№2

1час

Терпение, долготерпение

«Блажен тот, кто приобрёл терпение»- осмысление

Дискуссия

Знакомство с текстом Евангелия от Луки

№3

1час

Любовь и наказание

За что я получал наказание? Можно ли избежать наказания?

Работа по картине Н.Н. Ге «Суд царя Соломона» (ответы на вопросы).

№4

1час

Любовь к ближнему

Кого и за что мы любим?

Что необходимо знать любящему человеку?

Беседа с учащимися: «В каких ситуациях каждому нужно научиться уступать?»

Обсуждение рассказа В.А.Сухомлинского «Мише купили велосипед».

Сообщение ученика о святом праведном Иоанне Кронштадтском.

№5

1час

Что такое семья

Семья – малая церковь

Что значит жертвовать?

Дискуссия «Помогаем ли тем, кто вокруг нас?»

Анализ заключительного эпизода в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Связь с литературой

№6

1час

Грех непослушания. Покаяние и прощение.

Поступки, которые я не могу совершить

Сквернословие- это грех? На чем строится любовь между родителями и детьми.

Подбор пословиц, поговорок по теме «Покаяние. Прощение».

Рассказ из истории жизни боярыни Марфы Ивановны Романовой.

№7

1час

Сколько раз можно прощать? Традиция прощенного воскресенья в семье.

Поступки, за которые мне стыдно. Как я понимаю слова Господа «Кто возвышает себя, тот унижен будет»

Презентации к занятию.

Отражение русских православных традиций в творчестве художника Б. Кустодиева и писателя И. Шмелёва.

№8

1час

Наши родители Забота о ближних

В какой степени родители могут контролировать нас?

Инсценировка рассказа Галины Кирпа и Валентины Стрилько «Какие глаза у твоей мамы?»

Обсуждение рассказа

№9

1час

Род. Родословная.

Что значит моя фамилия?

Составление родословного дерева (рассказ учащихся)

Работа в группах.

Интересный рассказ о своих предках

№10-11

2часа

Таинство рода. Семейные традиции

Согласны ли вы с мнением, что причина всех человеческих падений кроется в прерванности связи между поколениями, в отказе от опыта и традиций рода?

Участие в дискуссии.

Чтение и обсуждение стихотворения С. Копыткина «Очерк Растрелли»

№12-13

2часа

Имя человека.

Святые, имена которых носим

Именины. Имена святых. День ангела

(викторина).

История моего имени.

Знакомство с гербом, символикой Архангельска, историей Михайло-Архангельского и Соловецкого монастырей

Архангел Михаил. Святые Зосима и Савватий Соловецкие.

Заключение

Занятия факультатива помогли моим учащимся познакомиться с бесценными сокровищами тысячелетней русской культуры, ибо Православие- это источник глубочайших знаний о человеческой душе, в нём накоплен огромный опыт борьбы со страстями и пороками, борьбы, ведущей человека к духовному просветвлению, усвоению богатства евангельских истин.

О необходимости возрождения роли семьи, семейного воспитания говорят сегодня на всех уровнях. Однако в действительности для укрепления семьи делается очень мало. Старалась, чтобы мои ученики получили представление о православной семье как о «малой Церкви», освящённой таинством брака, семье, скрепленной любовью- супружеской, родительской, братской и сестринской взаимной ответственностью,- помогает воспитать особое отношение к созданию собственной семьи, к своему будущему отцовству и материнству. Православная этика учит тому, что семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовную, семейную, национальную и отеческую традицию.

Кроме того, методы и приёмы, используемые мною на факультативных занятиях, содержательная часть факультатива оказали благотворное влияние на развитие у учащихся общеучебных умений и навыков. Возросла активность участия школьников в конкурсах и проектах различного уровня: от школьной конференции «Мастерская успеха до всероссийского форума «ЮНЭКО».

«История православного прихода», Небесный покровитель» , «Провославные святыни—колокола»-(областной конкурс «Малые Иоанновские чтения»).

«История маленькой часовни», «Тайна названия города Архангельска и его символа-герба»- (городской конкурс «Моя малая родина»).

«Личные имена в Евангелии от Матфея»- (школьная конференция «Мастерская успеха»)

«Успенская ярмарка на Кенозерье», «Кенозерские мельницы»- (региональный этап всероссийского конкурса «Отечество»).

«Сказка лесных церквей»- (Всероссийский конкурс «ЮНЭКО»). А также другие конкурсы и проекты.

Справедливыми кажутся слова Ф.М.Достоевского: «Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию». Думается, что занятия факультатива помогут моим учащимся в их дальнейшей жизни.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации:
Подписаться на новые публикации Вконтакте