Пробуждение духовности детей дошкольного возраста через народную музыку

Автор публикации:
Асылова Айше Тефиковна
г. Новороссийск, Краснодарский край

Пробуждение духовности детей дошкольного возраста через народную музыку!


Народная музыка и игра на народных инструментах, а именно занятия в ансамбле ложкарей «Ладушки» несёт в себе большой духовно нравственный воспитательный потенциал. Привить любовь к
национальным традициям, помочь ввести каждого маленького человека, независимо от его возможностей и музыкальных способностей в мир познания искусства, вот основная тема моей статьи.
Что же такое собственно народная музыка? Народная музыка – музыкальный фольклор, устное народное творчество: вокальное, инструментальное, а так же смешанное коллективное творчество народа;
передаётся поколениям через устное творчество, а так же исполнительскими традициями. Мы будем использовать данное понятие для того, чтобы более достоверно донести смысл народной музыки детям дошкольного возраста.

Занятия в ансамбле ложкарей «Ладушки» тесно переплетаются с разучиванием стихотворных
строф, ритмических упражнений и элементов танца. Всё это входит в «Элементарное музицирование», которое разработал К. Орф, немецкий композитор и его продолжатель Т.Э.Тютюнникова. Самое главное и самое важное на таких занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение можно назвать игровым. Игра на уроке дает не только большую свободу, творчество, она еще дает ощущение удовольствия, что важно для детей дошкольного возраста.

В чём же суть педагогической концепции с моей точки зрения. Я применяю упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Обучение для дошкольников должно быть не только лёгким, но и интересным. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Я стараюсь развить творческое начало, которое в свою очередь важно для общего развития личности. Такая работа создает особую творческую атмосферу, в которой дети видят, что с ними играют, но еще не понимают, что их учат. Все это способствует полному вовлечению ребенка в стихию творчества, высвобождению спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения, развитию первичной креативности. Музыкальное воспитание включает в себя несколько основных блоков:

- музыкально-двигательные упражнения;
- речевые упражнения;
- интонационное музицирование (пение);
- обучение игре на музыкальных инструментах и том числе на деревянных ложках.
Детский ансамбль «Ладушки» представлен уже в расширенном виде, здесь и деревянные ложки, бубны, трещотки и другие инструменты народного оркестра, применение которого в детском саду является формой работы, в которую могут быть включены все дети.
Все дети в группе знают все партии и могут друг друга заменить. Для этого партии должны быть ритмически легкими. Нет никакого разделения на способных и не способных, которые отстают по степени запоминания и умения импровизировать. В основу педагогической работы над обучением игры на ложках должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопы ногами. К области музицирования относятся и речевые упражнения. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: народные песенки, считалки, дразнилки, потешки, прибаутки.
Занятия я провожу с детьми дошкольного возраста из старших и подготовительных групп. Именно на этом возрасте я расскажу о влиянии русской народной музыки, непосредственно при игре на детских музыкальных инструментах, а именно на деревянных ложках в ансамбле «Ладушки».
Цель моих занятий «Привить любовь к русскому народному творчеству, воспитать гордость за свои национальные корни».
Мною выдвинуты следующие задачи:
- погрузить ребёнка в народную среду, а именно обучение игре на деревянных ложках в ансамбле «Ладушки»;
- познакомить с различными детскими музыкальными инструментами, овладение приёмами игры на них;
- развивать музыкальные способностей детей: чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха;
-пробуждать интерес к музицированию и инструментальной деятельности.
Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому наша задача – посредством музыки помочь ребёнку пробудить сопереживание, доброту, сердечность, развить художественный вкус. Решение этой задачи возможно в процессе целенаправленного, систематического воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на русские народные музыкальные произведения, развития всех духовно-эстетического состояния, творчества в различных видах детской музыкальной деятельности, в том числе и игре на музыкальных инструментах. Ведь игра на шумовых инструментах – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Здесь развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей
Ансамбль ложкарей «Ладушки» создан на базе нашего детского сада в старших и подготовительных группах, занятия проводятся 2 раза в неделю, что позволяет в полном объёме выполнить поставленные программой задачи. Занятия проходят в тёплой атмосфере игровой комнаты, на занятиях я приглашаю всех желающих детей и конечно тех, кого записали родители. Здесь же кроме ложек ребята знакомятся с другими инструментами: треугольник, бубен, трещотки, колокольчики и др.
Каждая встреча с музыкальными инструментами проходит в игровой форме. Использование игровых ситуаций, игр, игровых образов, сюрпризных моментов, разнообразного дидактического материала способствовало более эффективному обучению детей, развитию тембрового слуха, чувства ритма, умений и навыков необходимых для успешной музыкальной деятельности, которое бы побуждало к инструментальной импровизации.
Я использую следующие методы работы:
-метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное);
-метод исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
-метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности);
- метод объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора);
- метод репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
Ребята позитивно воспринимают все методы работы и очень любят импровизировать (хлопками, шлепками, притопыванием), с различными инструментами, каждый раскрывая свою фантазию.
С воспитанниками я изучаю авторские приёмы игры на деревянных ложках: «Фонтан», «Дождик»,
«Мельница», «Хлоп друзья», «Дружба», «Водопад», «Лесенка», «Топотушки», «Кадриль». Применяю в исполнении нетрадиционные музыкальные инструменты, для укрепления игрового аппарата использую пальчиковую гимнастику в картинках и лого ритмические упражнения, воспитанники рисуют рисунки, созданные под впечатлением от игры на ложках, изучаем графическую запись нот.
Исполнение музыкальных произведений на деревянных ложках и инструментах шумового оркестра,
народных инструментах и шумовых инструментах придуманных самими детьми совместно со своими родителями является инновационным. Дошкольники приобщаются к миру народной музыки, погружаясь в историю русского народа. Совместно с детьми разрабатываем новые ритмические рисунки, с использованием фольклорных элементов, движений, включая театральные постановки и
концертные импровизации. Творческие проекты ансамбля ложкарей оценены на конкурсах - фестивалях. Коллективная работа ребят постоянно демонстрируется на всех
выступлениях. Хочется отметить, что ребята на занятиях постоянно слушают музыкальные произведения: народную, классическую, погружаясь в мир музыки. В работе использую качественно сделанные фонограммы. Ребята, играя в ансамбле ложкарей уже с самого начала попадают в музыкальное «царство». Концертмейстер играет на баяне, я играю на домре или балалайке, а дети, на ложках и различных детских музыкальных инструментах. Результат получен – дети участники оркестра и они успешно играют.
Формой подведения итогов являются: праздничные утренники: новогодние, 8 марта, выпуск, фольклорные и календарные праздники. Развлечения и досуги: «Осень золотая», «День матери»,
«Масленица». А так же отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах городских, краевых, фольклорных фестивалях, выступления на родительских собраниях.
Результативностью детской успешности в достижении высокого уровня техники игры на музыкальных инструментах, исполнительского мастерства можно оценивать по динамике развития музыкальных способностей детей, и в первую очередь – чувства ритма, а также мелодического слуха, музыкальной памяти, ладового чувства, творческого музыкального мышления. Наблюдения за музыкальным развитием детей в течение 2-х лет показало, что значительно повысился уровень развития музыкальных способностей детей (в 2 раза) во всех видах музыкальной деятельности.
И теперь я могу утверждать, что главное в познании народной музыки это:


- привить любовь воспитанников к русскому народному творчеству, воспитать гордость за свои национальные корни;

- показать влияние потенциала народной музыки на духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста в МАДОУ ЦРР детском саду №49 «Берёзка».

Нотная литература
Агафонов А., р.н.п. «Коробейники»,
Бирков Л. «Плясовая»,
Бухвост В., чешская
н.п. «Раз, два, три»,
Городовская В., р.н.п. «Вдоль да по речке»,
Иванов В., р.н.п. «Сударыня»,
Иорданский М., р.н.мелодия «Байновская кадриль»,
Ларичев Е., «Полька»,
Крылатова Т., укр.н.
п. « В огороди рэдька»,
Кишко И., «Танец»,
Корецкий М., русская пляска
«Подгорка»,
Корецкий М., «Русский танец»,
Онегин. А., р.н.п. «Во
сыром бору тропина»,
Павин С., р.н.п. «Перевоз Дуня держала»,
Попонов В., «Наигрыш»,
Роот З., «Ложки деревенские»,
Шаинский В., «Чунга чанга»,
Шапошник П., укр. н.п «Ишов козак потайком».


Методическая литература:
1. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игрдля развития дошкольников», Ярославль , 2005.
2. Бублей С. «Детский оркестр» Л., 1989.
3. Васильев Ю., Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах», М., 1986
4. Гордеева Т.В. «Пальчиковая гимнастика с предметами»,М., 2011.
5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду, М., 2005.
6. Фёдорова Т. «Жестовые песни с применением шумовых инструментов»,М., 2003.
7. Иванова Л. «Стихи с движениями», СПб. 2011.
8. .Картушина М.Ю «Логоритмические занятия в детском саду», М., 2003.
9. .УсоваА. «Русское народное творчество в детском саду». М., 1972.
10. Каплунова. И., Новосельцева И. «Праздник Каждый день», СПб. 2000.
11.Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», М., 1990.
12. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», М., 1982.
13. Королёва Е.А. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках», М., 2001.
14. Косинова Е.М. « Гимнастика для пальчиков», М. 2001.
15. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук», М. 2003.
16. МельниковЛ.И., ЗиминаА.И.«Детский музыкальный фольклор», М., 2000.
17. Петрова И. А «Музыкальные игры для дошкольников», СПб. 2011.
18. «Праздники, обряды, традиции», М., 1973.
19. Радынова О.П. «Настроения, чувства в музыке», М., 2009.
20. «Расскажите детям о музыкальных инструментах», М., 2011.
21. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки М., 2005.
22. ТютюнниковаТ.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», М., 2005
23. ТютюнниковаТ.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи», М., 2003.
24. ТютюнниковаТ.Э. «Доноткино» (часть 1,2) , М., 2005
25. УлащенкоН.Б. « Музыкально-игровой досуг. Подготовительная группа», Волгоград, 2010

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации