Рабочая программа по литературе 5-9 классы ФГОС

Автор публикации:
Стрельцова Ольга Алексеевна
с. Новомеловатка Воронежской области

Рабочая рограмма учебного предмета литература для 5-9 классов в МКОУ Новомеловатская СОШ составлена в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), с учетом основных идей и положений Программы развития универсальных учебных действий для общего образования, с соблюдением Санитарно -
эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10. «Санитарно - эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Приказа
Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования» ( Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.20113 № 30067); с соблюдением преемственности с примерными программами начального общего образования, на основе:
-
Примерной программы основного общего образования Литература.: М.
Просвещение,2011, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под
редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы.: М. Просвещение, 2011.
- Основной образовательной программы
основного общего образования МКОУ Новомеловатская СОШ, утверждённой приказом от
28.08 2015 г №
- Учебного
плана МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области, где
на учебный предмет выделено 452 часа (за 5 лет обучения).
Программа ориентирована на
использование учебно-методического комплекта под редакцией Коровиной В.Я.
-
В состав УМК
входит учебник, согласно перечню учебников, утвержденных приказом
Минобразования науки РФ. Коровина В.Я.,ЖуравлёвВ.П.,Коровин В.И.Литература.
В 2ч.
Планируемые
результаты
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного
мира;
4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие
в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной,общественнополезной,учебно-исследовательской,творческой
и других видов деятельности;
8) Формирование основ экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях
и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
9) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
10) Развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
·
умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
·
умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
·
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
·
умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности её решения;
·
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
·
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
·
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
·
смысловое чтение;
·
умение организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
·
умение осознанно использовать речевые средства
в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной
речью;
·
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий.
Личностные
универсальные учебные действия
5 класс
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу,
стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа,
страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки.
6 класс:
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных
ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные
состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
7 класс:
Ученик научится:
- Понимать определяющую роль литературы в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные
состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и
этики.
8 класс
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и
этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои
достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
9 класс
Ученик научится:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои
достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- Проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:
- Определять гуманистические, демократические и
традиционные ценности многонационального российского общества.
- Определять необходимость ответственности и долга перед
Родиной.
- Понимать ценность жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к ней.
- Осознавать значение семьи в жизни человека и общества,
принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам
своей семьи.
- Развить эстетическое сознание через освоение
художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность
эстетического характера.
Регулятивные универсальные учебные действия
5 класс
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её
результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
6 класс
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным
действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что
сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия»).
7 класс
Ученик научится:
- Умению контроля.
- Принятию решений в проблемных ситуациях.
- Оценивать весомость приводимых доказательств и
рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции.
- Осуществлению познавательной рефлексии.
8 класс
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и
предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в
процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
9 класс
Ученик научится:
- Основам прогонозирования.
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
5 класс
Ученик научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной
задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных
позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы.
6 класс
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта
интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного
действия (деловое лидерство).
7 класс
Ученик научится:
- Организовывать деловое сотрудничество.
- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий
партнера.
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с
требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- Вступать в диалог.
- В процессе коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир
для построения действий.
8 класс
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание
оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит
достижений целей в совместной деятельности.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
9 класс
Ученик научится:
- Отображать в речи содержание совершаемых действий в
форме громкой социализированной и внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
- Устраивать эффективные групповые обсуждения и
обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений.
- В совместной деятельности четко формулировать цели
группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
5 класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и
учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в
учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их
отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его
частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному
признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов
решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и
собственным опытом.
6 класс
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами,
приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный
вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов
решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением
существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и
несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию
изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при
указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и
собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в
соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем
информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию
изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при
указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных
объектов).
7 класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и
текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем
информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами,
диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на
лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные
способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять
информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной
задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением
существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в
соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых
систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью
инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям
учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной
задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию
изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об
объекте (явлении).
8 класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы
(включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем
информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения
задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их
компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением
существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию
изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс
объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие
на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в
соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью
инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных
задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию
изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами
решения учебных задач.
9 класс
Ученик научится:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию
изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при
указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь
простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс
объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия
разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,
второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и
собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч.
схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в
соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью
инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных
задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию
изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами
решения учебных задач
Предметные результаты
1)
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития;
формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире,
гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2)
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3)
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений
российской и мировой культуры;
4)
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных
жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
5) развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6)
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического
и
т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на
уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
(п. 11.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)
·
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов
России и зарубежной литературы;
·
понимание связи литературных произведений
с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современногозвучания;
·
умение анализировать литературное
произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
характеризовать его героев сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
· пределение в произведении элементов
сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание
их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
· Приобщение к духовно-нравственным
ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
· Формулирование собственного отношения к произведениям
литературы, их оценка;
· Собственная интерпретация (в отдельных случаях)
изученных литературных произведений;
· понимание авторской позиции и своё
отношение к ней;
· восприятие на слух литературных
произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
· умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка
и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
· написание изложений и сочинений на
темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные
и домашние творческие работы; рефераты
на литературные и общекультурные темы;
· понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
· понимание русского слова в его эстетической
функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.
Устное народное творчество
5 класс
Ученик научится:
- видеть черты русского национального
характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего
народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки
произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения
для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая
соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные
линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные
художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность
сказки.
Ученик получит
возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным
народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа
(находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной
сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по
пословице).
6 класс
Ученик научится:
- видеть черты русского национального
характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки
произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения
для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая
соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные
линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для былин художественные приёмы;
Ученик получит
возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной
былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные
линии;
- сравнивая произведения героического эпоса
разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты
национального характера;
- выбирать произведения устного народного
творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по
принципу сходства и различия).
7 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный
текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к
пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику
фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале
своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном
характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать
неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит
возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса
разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного
творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по
принципу сходства и различия).
8 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать
фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,
обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным
приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку
и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику
фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале
своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном
характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки
произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения
для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного
народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;
Ученик получит
возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным
народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа
(находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном
произведении, обосновывая свой выбор;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская
литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
5 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное
произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как
произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную
цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
Ученик получит
возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой
литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную
проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
6 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное
произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как
произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и
перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения
разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к
прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и
интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит
возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения,
адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного
текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную
проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
7 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное
произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,
устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как
произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и
перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую
позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для
читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Ученик получит
возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения,
адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики
художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного
текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную
проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
8 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное
произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,
устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как
произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и
перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую
позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для
читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения
разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к
прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и
интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и
владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит
возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения,
адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики
художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного
текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию
изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой
литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную
проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разн

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации