Статья "Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ"

Автор публикации:
Масакова Ирина Валерьевна
г. Арзамас, Нижегородская область

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является
повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В
документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации,
отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной
подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с
введением в действие ФГТ, ФГОС возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного
образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного
образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и
познавательных способностей детей. Реформирование
дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей
и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.
Одним
из важнейших условий совершенствования и реформирования системы дошкольного
образования является внедрение инноваций в работу образовательного учреждения. В условиях жесточайшей конкуренции, в
которой находятся современные дошкольные образовательные учреждения, каждое из
них тем или иным образом становится участником инновационной деятельности,
которая даёт возможность быть конкурентно-способным на рынке образовательных
услуг. Инновационная деятельность – процесс, который
позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при
создании, разработке, освоении и распространении новшеств (новых метода,
методики, технологии, программы). Одним из участников такой инновационной
деятельности стал ДС №26 города Арзамаса. На базе его в 2011 году была открыта
экспериментальная площадка, участниками которой стали педагоги и воспитанники одной из групп. Среди ряда
существующих инновационных технологий основной для нас стала познавательно-исследовательская
деятельность, целью которой является создание
экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок.
Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию
увидеть процесс и результаты. Целью нашего педагогического эксперимента стала
разработка системы работы по обучению дошкольников составлению логических и
творческих рассказов по серии картин. Объектом
исследования были дети дошкольного возраста – 13 человек.
Методика,
используемая в практике речевого развития детей дошкольного возраста,
ориентирована преимущественно на формирование умения связно высказывать мысли,
строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Вместе с
тем, рассказы детей одинаковые, страдают скудностью, ребёнок сам не строит
рассказ, а повторяет образец с незначительной интерпретацией. Использование
традиционных методов и приемов в этом направлении не дает нужных
результатов. Поэтому мы, педагоги, стали
применять в работе над развитием связной речи у детей современные
образовательные технологии – это технология ОТСМ (Общая Теория Сильного
Мышления – автор Хоменко Н.Н.) , ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач –
автор Альтшуллер Г. А.), а также метод составления загадок (автор Нестеренко
А.А.). Главной их целью является, с одной стороны, развитие таких качеств
мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой, поисковой
активности, стремление к новизне и творческого воображения. В этих технологиях
существуют методы и приёмы, позволяющие создать творческий продукт высокого
уровня даже ребёнку. Дошкольник может научиться составлять рассказы, сказки,
загадки, становясь при этом творцом, а не пассивным наблюдателем. Таким
образом, решается одна из главнейших задач современного образования –
воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению
нестандартных задач в различных областях деятельности. Использование
вышеперечисленных технологий при обучении творческому рассказыванию позволило
достигнуть определённых результатов, полученных на основе проведённых
исследований.
На начальном
этапе работы (начало 2011г.) по данной теме детям предлагались различные
методики, позволяющие определить исходный уровень сформированности мыслительных
процессов, творческого воображения и речи дошкольников. Так, анализ данных,
полученных в результате проведения методики «Придумай рассказ» показал, что у
61,5% детей обнаружен средний уровень умений придумывать рассказ. Это позволило
говорить о достаточно хорошем уровне знаний и умений детей ориентироваться в
окружающем мире и составлять рассказы. Однако их речевая деятельность
характеризовалась недостаточно широким варьированием различных речевых средств
и способов проявления творческого мышления и воображения, необычности и
оригинальности сюжета рассказа. У 23,1% детей явно преобладал низкий уровень
сформированности умений придумывать рассказы. Это означает, что данную
категорию детей характеризует отсутствие достаточного уровня умения составлять
логические и творческие рассказы, им составляет трудность создавать новый
продукт речевой деятельности – новый рассказ. У 15,4% детей от общего количества испытуемых
преобладал высокий уровень умений придумывать рассказ. Это означает, что этих
детей отличает следующее: разнообразие образов, впечатлительность и
эмоциональность, достаточно необычный и оригинальный подход к решению
поставленной задачи.
На
заключительном этапе (конец 2012г.) была произведена оценка разных сторон речи
с помощью диагностической тетради О.Н. Сомковой, З.В. Бадаковой, И. В.
Яблоновской «Путешествие по стране правильной речи» Каждому ребёнку была предложена тетрадь, оформленная в форме
путешествия, в которое ребёнок отправляется с игровым персонажем. Всё
путешествие разделено на этапы, позволяющие диагностировать разные стороны
речевой деятельности: богатство словарного запаса, грамматическую правильность,
звуковую культуру, связность речи, художественно-речевые проявления, освоение
грамоты. Последовательность этапов определяются степенью сложности упражнений –
от более простых к более сложным. Анализ результатов проведённой диагностики
следующий: 63,5 % из числа обследованных детей – это воспитанники с высоким
уровнем, 36 % – дети со средним речевым уровнем.
Таким образом, благодаря
целенаправленной работе с применением современных технологий значительно
повысился уровень развития воспитанников: они стали намного наблюдательнее и
внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию
картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях,
изображённых на картинах, увереннее подбирают и используют слова,
характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния
героев, у детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном
повествовании по серии сюжетных картинок.
Можно с
уверенностью сказать, что создание экспериментальной площадки на базе ДОУ №26 и
внедрение инновационных технологий, как условий её деятельности, способствовало
повышению качества образования в целом. Итогом данной экспериментальной работы
является то, что у дошкольников появился устойчивый интерес к работе с серией
картин, при этом она стала носить более творческий и оригинальный характер.
Такая деятельность способствовала повышению профессионального мастерства и
компетенции самих педагогов, привлекая их интеллектуальные ресурсы для решения
воспитательно-образовательных задач. Таким образом, применение инновационных
технологий является неотъемлемой частью современного дошкольного образования,
выводя его на качественно-новый уровень и значительно улучшая существующую
образовательную ситуацию.
Литература:
Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов
по серии картинок/ Сидорчук Т. А.,
Лелюх С. В. – М.: АРКТИ, 2010. – 28с.
Бадакова
З.В., Сомкова О.Н., Яблоновская И.В. Путешествие по Стране Правильной Речи – Детство-Пресс, 2002 г., 24 с.
Немов Р. С.
Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений/ Немов Р. С. – В 3 кн. – 4 изд.- М.: Владос, 2003. – Кн. 2:
Психология образования. – 608 с.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации