Урок ИЗО в 5 классе ФГОС ООО "Искусство Древнего мира"

Автор публикации:
Смирнова Наталья Николаевна
с.Евстратовка
Урок ИЗО в 5 классе ФГОС ООО "Искусство Древнего мира"

Смирнова Н.Н., учитель ИЗО

МКОУ Евстратовская СОШ Россошанского муниципального района

Воронежской области

Интегрированный урок (история, ИЗО) в 5 классе ФГОС ООО

Тема: Искусство Древнего мира. Искусство Древнего Египта

УМК Савенковой, Ермолинской («Вентана-Граф»)

Цели:

познакомить учащихся с культурой Древнего Египта: архитектурой, скульптурой, живописью, керамикой; показать ее своеобразие, показать роль декоративного искусства в жизни древнеегипетского общества;
развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;

формировать умение работать в группе, распределять обязанности,
продолжить формирование умений самостоятельно искать информацию и строить рассказ на основе разных источников информации; использовать дополнительный справочный материал; совершенствовать умение работать кистью и красками, карандашами,
воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.

Оборудование:

  • Учебник «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5 класс Ермолинская, Л.Савенкова, М., Вентана-граф, 2014г,
  • История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. ;Просвещение. - 2010.
  • Компьютер с выходом в Интернет,
  • компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация,
  • авторская брошюра «Искусство Древнего Египта» - 4 шт,
  • карточки с заданиями для четырёх групп,
  • тест на ПК по теме урока,
  • заготовки иллюстрации золотой маски фараона – по числу учеников
  • картинки «сфинксы»- золотые и голубые


Основные понятия: жанры искусства, пирамида, храм, сфинкс

Тип урока: изучение нового материала.
Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

знание и уважение к истории Древнего Египта, его достижений и культурных традиций; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные универсальные учебные действия

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Коммуникативные универсальные учебные действия

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Познавательные универсальные учебные действия

основам реализации проектно-исследовательской деятельности; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.


Ход урока.

I. Организационный момент.
Приветствие гостей на открытом уроке

II.Определение темы урока

- Подумайте, чему сегодня будет посвящён наш урок:

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.
Рыбы, птицы, точки, загогулины, кружочки…
Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
О какой стране идет речь? (Древний Египет)

- Правильно, тема нашего урока «Искусство Древнего Египта».

III.Вступительное слово к теме:

  • 1)Вводное слово
  • Основы искусства в современном понимании этого слова были заложены древними цивилизациями: египетской, вавилонской, персидской, индийской, китайской...

2) Актуализация имеющихся знаний

- Из каких видов складывается всё искусство? (живопись, скульптура, архитектура и др)

- С этими видами искусства в Древнем Египте сегодня мы и познакомимся.

-Какие исторические источники помогают сегодня добыть нам достоверную информацию? (раскопки, музеи, старинные рукописи, музейные экспонаты, учебники, научные книги, учитель).

-Какие исторические источники помогут сегодня добыть нам достоверную информацию на уроке?

- А исследовать тему будем по группам. Каждая группа будет изучать свой вид искусства, а потом на «конференции» все группы обменяются мнениями и узнаем, чем славился Египет.

- А что вам известно уже об этой стране? (ответы детей)

- Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.

3) Работа с Лентой времени:

-Укажите на Ленте времени период, когда в Нильской долине зародились разные виды искусства, которые (около 5000 лет до н. э.).

- Укажите на Ленте времени период, до какого года они просуществовали (300г н.э.)

Лента времени

5000 лет до н.э.

0

300 лет н.э.

XXв

XXIв

IV . Изучение новой темы.

  • 1)Деление по группам (самостоятельно).

1 гр – архитекторы

2 гр – скульпторы

3 гр. – художники

4 гр – гончары

  • 2)Получение заданий («ромашка»)

    3) Просмотр презентации «Искусство Древнего Египта» (коллективно),
  • Обсуждение непонятных слов

4)Корректировка полученных знаний из дополнительных источников, которые распределяются между группами, заполнение карточек (Приложение 1)

- изучение учебника «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5 класс Ермолинская, Л.Савенкова, М., Вентана-граф, 2014г,

- изучение учебника «История Древнего мира»: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. ;Просвещение. - 2010.

- изучение авторской брошюры «Искусство Древнего Египта» (Смирнова НН)

- просмотр через интернет сайта музея искусств им. А.С.Пушкина

5)подготовка сообщения по карточке, выбор выступающего

V. Физкультминутка

VI. «Научная конференция» выступление всех групп

- выступление докладчиков от каждой группы (с показом слайдов учителя)

- заполнение контрольных карточек

VII .Проверочный тест на усвоение темы урока (устно):

(Приложение 2)

  • Когда была построена пирамида Хеопса? (2600 год до н.э.). Покажите этот год на Ленте времени.
  • Подсчитайте, каков сейчас приблизительный возраст пирамиды в годах. (4615лет)
  • Зачем скульптуры в храмах и около них строились выше человека в несколько раз? (Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть).
  • « Жилище» для богов в Древнем Египте;
    А) саркофаг
    Б) пирамида
    В) храм
  • Служители богов в Древнем Египте -это
    А) фараоны
    Б) жрецы
    В) вельможи
  • Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте
    А) саркофаг
    Б) пирамида
    В) мумия
  • Египетский фараон, которому построена самая большая пирамида?
    А) Эхнатон
    Б) Хеопс
    В) Тутанхамон
  • Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?
    А) Сфинкс;
    Б) Апис;
    В) Хеопс.
  • Где строились аллея сфинксов, колонны и святилище?
    А) саркофаг
    Б) пирамида
    в) храм

– В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

- А в каких музеях можно увидеть древнеегипетские артефакты?

VIII.Знакомство с мировыми музеями, имеющими экспонаты по теме «Древний Египет»:

(Дополнительная информация из авторской брошюры «Искусство Древнего Египта» Смирновой Н.Н):

СЛАЙДЫ – внешний вид музеев

Первая композиция египетских экспонатов была собрана в конце XIX века и размещена в городе Булак.

В 1891 году она была перемещена во дворец Исмаила-паши в район Гизы, а в 1902 году перевезена в нынешнее здание из 107 залов, где хранятся 160 000 артефактов Древнего Египта, на площади Тахрир в Каире (Египет).

Такие экспозиции есть и музее Лувр (Франция, г.Париж), и в Нью-Йорке (США), и в Британском музее (Великобритания, г.Лондон).

Экспонаты по теме "Древний Египет" располагаются и в крупнейших музеях нашей страны:

  • 1.3 зала в Государственном музее Эрмитаж (г. Санкт-Петербург),
  • 2.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. (1 зал, г.Москва),
  • 3.Ивановский художественный музей,
  • 4.Национальный музей Татарстана ( Казань.)
  • 5.Небольшая коллекция египетских древностей есть даже в Воронежском художественном музее имени Крамского. Обновлённая экспозиция музея должна открыться в октябре 2015г.

IX. Постановка художественной задачи.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем разрисовать копию золотой маски фараона Тутанхамона. Заготовки уже готовы, а вам нужно их расписать.

X. Выполнение практической работы.

Звучит музыка, дети выполняют работу. (Приложение 3)

XI. Выставка работ.

XII. Подведение итогов. Рефлексия

1)- На уроке я узнал…..

- Мне было ……

- Мне понравилось…………

2)Рефлексия «Аллея сфинксов» у Храма науки (Приложение 4 )
- Где древние египтяне строили аллею сфинксов? (перед храмом)

-Зачем?

СЛАЙДнаша школа

- Можем ли мы перед нашей школой построить аллею сфинксов? Почему? (Школа – Храм науки)
-Выберите сфинкса и постройте аллею около нашей школы:

  • Золотой – интересно, очень понравилось, много узнал нового.
  • Голубой – не очень понравилось, было трудно.

XIII.Выставление оценок.

XIV. Творческое домашнее задание:

  1. Обязательный минимум – Написать сочинение-описание "Как я путешествовал по Древнему Египту"
  2. Творческое домашнее задание: Нарисовать свое путешествие.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации: