Духовность - культура личности преподавателя
Духовно-нравственные отношения имеют двухуровневую структуру: первый уровень - нравственные отношения, включающие в себя отношение к морали и самоотношение; второй уровень - духовные отношения, определяющие отношение к смыслу жизни, идеалу, религии. Компонентами духовно-нравственных отношений являются: наличие знаний о духовной сущности человека; стремление руководствоваться духовно - нравственными нормами в любых жизненных ситуациях; эмоционально-ценностное отношение к себе, другим людям и миру.
Модель развития духовно-нравственных отношений у студентов включает: внутренние факторы развития (потребности личности студента в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей); внешние факторы развития (духовно-нравственная атмосфера образовательно-воспитательного пространства учебного заведения в целом, деятельность преподавательского состава, деятельность обучающихся). Пути эффективного развития духовно-нравственных отношений будущих педагогов включают:
-утверждение духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном процессе учебного заведения вуза;
-адекватность знаний, переживаний и поведения преподавателей духовно - нравственным идеалам современного общества;
-обмен духовно-нравственной информацией в ходе диалогического общения в системе "преподаватель-студент", "студент-преподаватель", "студент-студент";
-обеспечение индивидуальной психологической поддержки личности студента с учетом его потребностей в духовно-нравственном росте.