Конспект внеклассного мероприятия по профориентации: «27 февраля – День сил специальных операций в России»

Автор публикации:
Реутинский Дмитрий Николаевич
Ставрополь

Внеклассное мероприятие по профориентации: «27 февраля – День сил специальных операций в России»

Цель: способствовать расширению профориентационных знаний и интересов воспитанников, активизировать их в подготовке к
профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. сформировать у кадет представление о профессии воина сил специального назначения, познакомить с историей возникновения и требованиями необходимыми для подготовки к выбору данной профессии;
2. познакомить кадет с предназначением и задачами, которые решают данные войска, на примере их участия в боевых операциях (Чехословакия, Афганистан, Чечня, Крым и д.р.);
3. продолжить военно - патриотическое воспитание и профориентационную работу с воспитанниками.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные:
1. формирование готовности воспринимать информацию.
2. способствовать формированию и развитию у воспитанников умения работать в команде и способности принятия собственных решений.
3. обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию кадет, умение высказывать собственное мнение, чувства.
Познавательные:
1. формирование цели и задач мероприятия, мотивация на установление причинно-следственных связей.
2. обеспечивают получение теоретических знаний по теме и умение использовать их на практике.
3. умение оценивать новые знания, приобретенные во время мероприятия и участия в познавательном диалоге, делать самостоятельные выводы.
Регулятивные:
1. обеспечивают организацию деятельности кадет.
2. умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.
Коммуникативные:
1. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2. умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3. умение высказывать свое мнение, осуществлять коммуникативную рефлексию, как осознание оснований собственных действий.
4. следовать морально-этическим и психологическим принципам на основе уважительного отношения к партнерам.
В социализации: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности воспитанников; формирование навыков формулирования собственного мнения, обеспечение механизма самоопределения воспитанника в условиях выбора.
Методы: словесный, наглядно-иллюстрационный.
Время проведения: 45 минут


II. Ход проведения мероприятия (полный конспект)
1). Вступительная часть:
Воспитатель:
Здравствуйте, товарищи кадеты.
Эпиграфом нашего мероприятия я выбрал цитату из книги «Искусство войны» Сунь – цзы: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него». Как вы думаете, в чем смысл этой цитаты? (Слайд
1 и 2).
Кадеты: Коллективное обсуждение вопроса, высказывают свое мнение, аргументируя его.
Воспитатель: Молодцы! Ваши предположения интересны и не лишены логики, но давайте подведем итог. Суть данного высказывания в том, что необходимо, во-первых, иметь средства и силы для отпора врагу и, во-вторых, владея ситуацией создать условия, при которых это нападение будет невозможным или невыгодным для противника. Как этого можно добиться?
Кадеты: Коллективное обсуждение вопроса, высказывают свое мнение, аргументируя его.
Воспитатель: Все правильно. В современных условиях этого можно добиться, имея мощное и современное оружие, достоверные разведывательные данные и общий контроль обстановки, но самое главное профессионалов, которые смогут владеть этим оружием, добывать информацию и решать любые задачи в любое время и в любом месте. В нашей армии достаточно квалифицированных специалистов
различных видов и родов войск, решающих эти задачи в зависимости от специализации и предназначения. Но есть профессионалы, которые могут сделать это все и даже больше – это бойцы сил специальных операций (ССО) или спецназ, чей праздник отмечается с 2015 года 27 февраля, как день сил специальных операций в России. Как вы думаете, почему праздник носит такое название и отмечается в этот день?
Кадеты: высказывают свои предположения.
Воспитатель:
Сама дата 27 февраля очень символична — именно в этот день два года назад в 2014 году началась спецоперация в Крыму, которая помогла воссоединению полуострова с Россией и самое активное участие там приняли силы ССО или «вежливые люди», получившие такое название за предельную вежливость и корректность. И сегодня наша беседа будет посвящена этой военной профессии – подразделениям специального назначения или силам специальных операций в России. Уже менее чем через четыре года вам предстоит поступать в высшие
учебные заведения, и вы все чаще задумываетесь куда, какую военную профессию выбрать. Надеюсь, наше мероприятие поможет вам в этом, познакомиться с данной профессией, узнать о ее особенностях, а это в свою очередь для некоторых из вас, поможет определиться с выбором дальнейшего профессионального самоопределения. Учитывая все вышесказанное, нам с вами не трудно будет определиться с целью и
задачами нашего мероприятия (Слайд 3-5).
Кадеты: Через совместное обсуждение определяют цель и задачи мероприятия.
Воспитатель: Хорошо, теперь давайте перейдем к знакомству с данной профессией.
2). Основная часть:
Воспитатель: Как вы думаете, когда в нашей стране появились войска специального назначения? И второй вопрос, что, по вашему мнению, послужило толчком для создания этих сил?
Кадеты: высказывают свои предположения и догадки.
Воспитатель: В ваших предположениях есть доля правды, конечно прообразом современного спецназа можно считать диверсионные отряды в годы Великой Отечественной войны, но с большой натяжкой.
Первые подразделения спецназа образовались в 1951 году, но подразделения, выполняющие задачи современной формации возникли только в 1957 году благодаря инициативе и энтузиазму Виктора Харченко. В довоенные годы он был прекрасным спортсменом, разбирался в электротехнике. В годы войны близко познакомился и с минно-взрывным делом. Тогда же ему пришлось возглавить разведывательно -диверсионное отделение в разведывательном управлении на Западном фронте. Он лично собрал группу военных профессионалов, которых начал тренировать, передавая имеющийся опыт и навыки. В результате была создана группа, которая смогла продемонстрировать на испытаниях результаты, заставившие командование посмотреть на идеи военного гения совсем иначе. Именно ему удалось создать элитные, по праву считающиеся лучшими в мире (да, прославленный китайский спецназ может далеко не все из того, что умеют эти простые русские парни) войска спецназа.
И именно его принято считать отцом русского спецназа (Слайд 6-12).
Причина же необходимости создания спецназа – это появление ядерного оружия у вероятного противника, одна единица которого вполне могла
уничтожить целый город, вот первоначально для уничтожения этого оружия он и создавался.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю посмотреть вам видеофильм, в котором показана повседневная деятельность бойцов ССО, их тренировки и участие в боевых операциях. Он поможет получить вам более полное представление о данной профессии, ведь недаром говорят лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Кадеты: После просмотра и совместного обсуждения видеофильма, задают интересующие их вопросы.
Воспитатель: Как вы могли увидеть из фильма, для данной профессии необходимы: отменное здоровье, незаурядные физические данные, фанатическая преданность делу и огромное желание служить в данных войсках. Требования к кандидатам собирающимся служить в ССО очень
жесткие, там проходят службу лучшие офицерские кадры на контрактной основе из спецподразделений разных силовых ведомств, после тщательного отбора. Поэтому для желающих попасть служить в данные войска сначала придется поступить и послужить в других подразделениях спецназа. Для примера, на слайде приведены нормативы для желающих, служить в спецназе ФСБ, нормативы для поступления в
подразделения спецназа других силовых ведомств, практически идентичны (Слайд 13). Любой боец спецназа бегом менее чем за час преодолевает 10 км в полной боевой выкладке (вес более 50 кг), поэтому тем, кто хотел бы связать свое будущее со службой в спецназе необходимо развивать себя физически и обладать отменным здоровьем. Кроме этого необходимо обладать хорошим образованием, так как
при обучении потребуются знания из различных областей: математики, физики, истории, иностранных языков, психологической устойчивостью и интеллектуальными способностями. На следующих слайдах вы можете познакомиться с разделами боевой подготовки бойца спецназа и оценить объем получаемых знаний и умений (Слайд 14-25). Как вы думаете, почему к кандидатам в спецназ предъявляются такие повышенные требования?
Кадеты: совместно обсуждают и предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: Молодцы!
Правильно, карикатурный образ дуболома спецназовца, лишенного интеллекта и умеющего только стрелять и крушить все вокруг, ушел в прошлое. Согласитесь, что умственно ограниченные и неразвитые люди не смогут выполнить поставленную задачу в условиях стремительно меняющейся обстановки, когда от быстроты принятия решения зависит не только выполнение приказа, но и собственная жизнь и
жизнь твоих товарищей. Поэтому бойцы спецназа – это высокопрофессиональные, обладающие знаниями и умениями во многих областях военного дела, мастера своего дела, которые решают поставленные задачи в любом месте и любых условиях, использующие для этого самое современное вооружение и оборудование. Им приходится действовать порой за тысячи километров от мест дислокации, без
поддержки и рассчитывать они могут только на себя, свои силы и опыт. Недаром одним из девизов спецназа являются слова: «В любое время, в любом месте, любая задача». Какие вопросы у вас есть по первому вопросу нашего мероприятия?
Кадеты: задают интересующие их вопросы.
Воспитатель: Теперь мы с вами на примерах из боевых операций прошлого и настоящего разберемся с предназначением и задачами ССО и спецназа в целом.
Где, по вашему мнению, использовались силы специального назначения?
Кадеты: приводят свои варианты ответов.
Воспитатель: Правильно, география боевого применения спецназа обширна – это и Азия с Африкой, Европа и
южная Америка, Северный Кавказ и Крым.
Все боевые операции спецназа невозможно перечислить, а некоторые до сих пор засекречены, я расскажу вам лишь о некоторых из них.
Как известно, в 1968 году понадобилось ввести войска стран, входящих в Варшавский договор, в Чехословакию. Как показывала практика, такое
введение почти всегда сопровождалось немалой кровью. Например, подавление бунта в Венгрии обошлось в двадцать пять тысяч погибших венгров и семь тысяч русских солдат и офицеров. В Чехословакии те же самые действия повелись по иному сценарию.
В 23:00 20 августа 1968 года диспетчеры аэродрома в Праге получили запрос от советского транспортного самолета, сообщившего о
неисправностях двигателей. Разумеется, было получено разрешение на посадку. Ещё до того как самолет окончательно остановился, бойцы спецназа покинули самолет, бегом направляясь к контрольной вышке. Чехи настолько растерялись, что спецназовцам не пришлось подавлять никакого сопротивления. После того как аэродром был захвачен, наши войска получили возможность перебросить Витебскую воздушно-десантную дивизию на самолетах «Антонов». Одновременно с этим на территории столицы Чехословакии активизировались и другие отряды спецназа, заранее прибывшие в страну. За считанные часы им удалось занять телевизионные и радиоцентры, а также редакции крупнейших газет. В четыре часа утра ими было захвачено здание Центрального комитета, где находится кабинет Александра Дубчека. Сопротивления не было и здесь – слишком внезапным оказался удар. На протяжении пяти часов спецназовцы держали оборону, захватив министров Чехословакии, решивших отказаться от обязательств перед СССР. После этого все они были отправлены в Москву. Уже к исходу дня Чехословакия снова оказалась в советском лагере. У кого есть вопросы или дополнения по данному материалу?
Кадеты: задают интересующие их вопросы.
Воспитатель:
Затем силы спецназа использовались в Афганистане при захвате дворца Амина. План, который должен был быть применен в Афганистане, следовал тем же принципам, что и в Чехословакии, но оказался более сложным из-за государственного переворота против президента Тараки. Был создан так называемый «Мусульманский батальон», укомплектованный военнослужащими войск спецназа из различных воинских частей, КГБ и МВД, говорящих на местном языке. Для того чтобы поддерживать некоторую секретность, батальон должен был носить афганскую форму. В день операции, заранее внедренный на территорию столицы, «Мусульманский батальон» вступает в бой с охраной Президента Амина и открывает путь для бойцов группы «Каскад». В результате Амин был убит, взяты под контроль национальное радио, телефонные станции, тоннель в Саланге, стратегическая точка прохода между СССР и Кабулом, которая в сентябре попала в руки мятежников. Параллельно решается задача обеспечения безопасности международного аэропорта Кабула: тем самым СССР держит под своим контролем входную дверь в Афганистан. Кроме этого война в Афганистане 1979-89 гг показала возможность самостоятельного боевого применения воинских частей и подразделений специального назначения – это борьба с караванами, перевозящих оружие, наркотики, разведка и уничтожение баз моджахедов, тренировочных лагерей и маковых плантаций и т.д., а главное был получен бесценный боевой опыт.
Есть ли у кого вопросы или может кто-то хочет добавить интересную информацию по данной теме?
Кадеты: задают интересующие их вопросы или сообщают дополнительную информацию.
Воспитатель: Нередко бывало и такое, что наши бойцы вступали в противостояние с американской военной элитой, однако те лишь через многие годы узнавали, кому же они проиграли в скоротечном бою, обернувшемся десятками погибших и уничтожением передовых образцов техники.
Один из таких случаев имел место в мае 1968 года во время войны во Вьетнаме. Тогда группе спецназа численностью всего лишь в девять
человек выпала сложнейшая задача – напасть на великолепно охраняемый американский аэропорт, предназначавшийся для дислокации вертолетов. Здесь располагалось около десяти тяжелых транспортных вертолетов и два легких. Однако самыми интересными здесь были четыре вертолета, задачей которых было оказание огневой поддержки, – новейшие «Супер Кобра», объекты интереса всех спецслужб мира. Они были снабжены новейшими навигационными системами, а также управляемыми реактивными снарядами. Понятно, что и советские специалисты не
отказались бы получить подобный образец для изучения. Вся операция заняла двадцать пять минут. За это время три новейших вертолета «Супер Кобра» были уничтожены. Четвертый – поднят в воздух и угнан на территорию Вьетнама. Во время боя было уничтожено пятнадцать
элитных солдат и офицеров, несших охрану стратегических вертолетов. Среди нападающих погибло три человека. Лишь спустя несколько лет американские спецслужбы узнали, что данная операция была полностью проведена русским спецназом.
Я хочу предложить вашему вниманию еще один видеоматериал, который повествует об истории создания и участии ССО в операции по возращению полуострова Крым в состав России.
Кадеты: после просмотра и проходит совместное обсуждение видеоматериала.
Воспитатель: Как вы считаете, учитывая уже полученную информацию, какое основное предназначение ССО и спецподразделений в целом?
Кадеты: высказывают свои варианты ответов.
Воспитатель: Хорошо, можно сказать, что ССО — высокоподвижная, специально обученная, технически оснащённая, хорошо экипированная армейская группировка сил Министерства обороны Российской Федерации. Она предназначена для выполнения специальных задач с целью защиты интересов России (при необходимости, с применением военной силы) как внутри страны, так и за рубежом, как в мирное, так и в военное время, находящаяся в постоянной и высокой готовности к немедленному применению.
Теперь перейдем к рассмотрению основных задач, которые выполняют ССО и спецназ в целом. Как вы думаете, какие они?
Кадеты: высказывают свои варианты ответов.
Воспитатель: Молодцы! Подводя итог всего сказанного, можно выделить некоторые основные задачи спецподразделений:
1. ведение разведки и уничтожение при необходимости мобильных средств ядерного нападения вероятного противника;
2. разведка важных объектов противника, дезорганизация управления и нападение на них;
3. деморализация войск и населения, совершение диверсий;
4. защита от нападений граждан России в других странах; эвакуация посольств, важных чиновников; похищение или ликвидация террористов или важных военных и политических деятелей;
5. корректирование авиационно-ракетных ударов и огня артиллерии по позициям противника и т.д.
Как мы с вами видим спектр задач, решаемых ССО и спецназом огромен и разнообразен, и впервые в своей истории руководство нашей страны открыто сообщило о наличие и готовности использовать ССО в любой точке земного шара для решения любых задач любыми средствами.
У кого есть вопросы или дополнения?
Кадеты: если есть вопросы, задают их.
3). Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше мероприятие, на котором вы познакомились с очередной воинской профессией – профессией воина сил специального назначения, самой элитной и боевой в нашей армии. Хотелось узнать ваше мнение о мероприятии, что нового вы узнали, как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели и задач?
Кадеты: Высказывают свое мнение о прошедшем мероприятии, достигнута ли цель и решены поставленные задачи, подведение итогов.
Воспитатель: Спасибо вам за ваши слова. Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, который желает служить в спецназе?
Кадеты: Приводят свои варианты ответов: мужеством, храбростью, выносливостью, ответственностью, силой и т.д.
Воспитатель: Хорошо, но самое главное он должен быть патриотом своей Родины, любить свою страну и при необходимости быть готовым отдать свою жизнь за нее.
В заключение хотел спросить, есть ли желающие поступать в заведения, готовящие кадры для сил специального назначения Вооруженных Сил РФ?
Кадеты: отвечают при наличии таковых.
Воспитатель: Желаю вам всего хорошего, развивайте себя физически, хорошо учитесь и все у вас получится. Осталось только сообщить, что офицеров для Вооруженных Сил РФ готовят в Новосибирском общевойсковом училище, в состав которого вошел спецназовский батальон, переведенный из Рязани. Также в этом училище был создан факультет, готовящий офицеров для войсковой разведки. Данное училище действует и поныне.
До свидания, спасибо за участие и до новых встреч! (Слайд 26).
III. Используемая литература.
1. Бо Жак «Войска специального назначения Организации Варшавского договора» (1917-2000).
2. http://military_terms.academic.ru/477/Войска_специального_назначения.
3. http://liport.ru/stati/raznoe/3216-voyska-specialnogo-naznacheniya.html.
4. Военный энциклопедический словарь, Воениздат, Москва, 1986.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Силы_специальных_операций_Российской_Федерации.
6. http://spec-naz.org/articles/russian_special_forces/.
7. http://fishki.net/1864211-27-fevralja-den-sil-specialnyh-operacij-v-rossii.html.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации: