Статья "Нетрадиционные техники продуктивной художественной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников"

Автор публикации:
Денисова Елена Николаевна
Ноябрьск

«Нетрадиционные техники продуктивной художественной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников»


«Я слышу - и забываю, я вижу – и запоминаю, я
делаю – и понимаю!»


Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса
ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед образованием одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

В работах многих педагогов и психологов отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на воспитанниках дошкольных учреждений. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. Решение проблемы развития творческих способностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе как одного из факторов гуманизации образования требует принципиального осмысления форм, методов и приемов обучения и воспитания с целью их интеграции и индивидуализации.

В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и работой мелкой моторики рук.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС дошкольного образования, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей изобразительным творчеством. Я заметила, что результат в приобретении детьми знаний, умений и навыков в продуктивной деятельности неплохой — они могут работать разными материалами, осваивают различные приемы и способы. Но, анализируя творческие продукты воспитанников, увидела, что не прослеживается фантазия и самостоятельное творчество.

Диагностируя уровень творческого воображения и способностей, выявила, что уровень технических навыков и умений не достаточен и однообразен. Пришла к выводу, что необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику выполнения для работы с детьми, в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.

Теоретическую основу моей деятельности составили следующие труды: концепция деятельностного подхода (работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна), идея развивающего обучения (Л.С. Выготский), положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н.А. Ветлугиной. Авторы данных трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей.

В своей работе опираюсь на методические разработки Ю.В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Казаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П.
Сакулиной, Т.С. Комаровой.
Гипотеза: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если развивать у воспитанников воображение, эмоционально–эстетическое восприятие, стимулировать исследовательские действия.

Актуальность моей педагогической практики:
- развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Художественно – продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, которая способствует:
- развитию способности нестандартно мыслить; развитию нестандартного мышления;
- активизации творческого характера;
- развитию умения самостоятельно создавать креативные продукты;
- формированию эстетического отношения к миру.

Ребенок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растет, развивается, меняется, узнает новое и никогда не сидит на месте.

Начинать творить можно с самых малых лет. Что может быть веселее, чем мять эластичный пластилин или от души мазать краской по бумаге? Творческие занятия развивают эстетическое восприятие, воображение, усидчивость, мелкую моторику и помогает познать окружающий мир в деталях. Именно с помощью детского творчества можно узнать, как из бумаги смастерить интересные поделки, красками сделать мир ярче, а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы. Творчество – понятие неограниченное, в нем нет правил, законов, зато есть полная свобода для фантазии и деятельности. Детское творчество помогает ребенку почувствовать себя самостоятельным, а также сближает детей и их родителей. Совместное творчество помогает лучше узнать друг друга.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимостью.

Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.

Новизна заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития старших дошкольников посредством:

- изменения ориентиров в художественно–творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии создания детских работ;
- внедрения в практику работы с воспитанниками нетрадиционных
техник продуктивной художественной деятельности;
- «погружения» в мир поделок (исследовательская деятельность с материалами из которых изготавливается изделие);
- использования информационных компьютерных технологий.
Цель: использование нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности для развития творческих способностей у дошкольников путем интеграции образовательных областей.


Задачи:
- сформировать систему знаний у воспитанников об особенностях тех материалов, с которыми придётся работать;
- обучить, формировать навык работы с различными инструментами и материалами;
- создать условия (предметно-пространственную среду), способствующие успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями;
- формировать предпосылки поисковой деятельности, вызвать интерес детей к экспериментально-исследовательской деятельности;
- обучать детей элементам дизайн деятельности;
- развивать фантазию, творческое мышление и самореализацию, речь, художественно-творческие способности, умение видеть вокруг себя прекрасное, желание творить своими руками;
- развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, зрительное восприятие, благотворно влиять с помощью нетрадиционных техник на эмоциональное состояние и творческое развитие детей;
- развивать смекалку, изобретательность, умение ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решения и генерирования идеи;
- развивать волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Идея моей деятельности – сформировать у дошкольников умение отражать с помощью творчества восприятие окружающего мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник творчества.

Педагогическая концепция моей практики:
В основу концепции заложено положение академика Н.Н. Поддьякова о поэтапности развития детского творчества:
1. Свободное экспериментирование с материалом.
2. Проблемное обучение (по образцу, по условию).
3. Изготовление изделия по замыслу.

Образовательная деятельность разделена на 6 блоков (приложение 1):

- 1 блок: «Волшебные картинки» (работа с природным материалом)
- 2 блок: «Формопластика» (лепка из различного материала)
- 3 блок: «В бумажном королевстве» (работа с бумагой)
- 4 блок: «Ремейк» (работа с бросовым материалом)
- 5 блок: «Чудо бисер» (работа с бисером, бусами, стеклярусом)
- 6 блок: «В царстве иголки и нитки» (работа с иглой, нитками)

Каждый блок включает в себя три этапа работы:
- 1 этап - знакомство со свойствами материалов;
- 2 этап - обучение приемам изготовления;
- 3 этап - изготовление поделок.

Моя практика показала, что когда я побуждаю детей к исследовательской деятельности, даю им возможность экспериментировать с материалами, дети могут выявить представления о различных сторонах изучаемого материала: его свойствах и о взаимоотношении с другими материалами. В процессе
исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, развитие речи, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, дети учатся делать выводы.

Опираясь на ориентировочно-исследовательскую деятельность Н.Н. Поддьякова, я выделяю деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является одной из ведущих на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

Приемы ТРИЗ-технологий, даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет инопланетного друга»; рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Удивление», «Радость».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты: с фактурными отпечатками, с бумагой, по смешиванию цветов, изучение свойств используемых материалов.

На занятиях, по художественно-продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник,
у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует материалы как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с материалами дети познают их свойства: ломкость, густоту, твердость, вязкость, гибкость и т.д.

Работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед используемыми материалами, боязнь не справиться с процессом изготовления. Многие виды нетрадиционных техник способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись камней.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые техники и приёмы:
- ранголи;
- формопластика;
- скрапбукинг;
- кардмейкинг;
- декупаж;
- квиллинг;
- ошибана;
- рок пейнтинг.
Разработаны технологические карты на каждую технику.
Свою работу строю на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности - выражается в том, что мышление опирается на восприятие или представление, так как у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
- Принцип индивидуализации - обеспечивает вовлечение каждого ребенка в творческий процесс.
- Связь обучения с жизнью - изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Нетрадиционные техники способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия продуктивными видами деятельности очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, например благодаря изобразительной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
В работе с дошкольниками использую нетрадиционные техники (приложение 2):
В рисовании:
«Рок пейнтинг»
«Ниткопись»
«Печатание листьями, бумагой»
«Рисование мыльной пеной, шоколадом, методом наката, напыления, ребром картона, с помощью соли»,
«Клеевая техника»
В аппликации:
«Ранголи»
«Ниткография»
«Скрапбукинг»
«Кардмейкинг»
«Торцевание»
«Квиллинг»
«Декупаж»
«Ошибана»
В лепке:
«Пластилинография»
«Пластилиновая мозаика»
«Слоеный пластилин»
«Тестопластика»
«Размазывание с объемным эффектом»

В работе с детьми использую элементы музыкотерапии. Считаю, что музыкотерапия – это, пожалуй, самый действенный метод, позволяющий достигать определенных практических результатов: стимуляции и коррекции психо-речевых нарушений у детей, лечения детского организма в целом (снятие тревожности, агрессивности, зажатости, закомплексованности, плаксивости и так далее). Думаю, что это метод будущего. Со своей стороны я буду продолжать исследование и внедрение данного метода.

Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно–коммуникативных технологий. Одной из наиболее удачных форм ИКТ в работе с детьми считаю создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук, изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Благодаря мультимедийному способу подачи информации у детей повышается интерес; дети легче усваивают различные понятия; тренируется внимание и память; воспитывается целеустремленность и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности. В моей работе ИКТ - мощное средство обучения, коммуникации, необходимое для совместной деятельности с детьми и родителями.

Вывод:
Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей старших дошкольников.

Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Роль педагога,
1. сформировать способность СМОТРЕТЬ — ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ — ПОЗНАВАТЬ — ТВОРИТЬ, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);
2. вовлечь родителей в активную совместную деятельность.

Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

В жизни всегда должно быть место творчеству, ведь творчество – это радость!

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации: