Опыт работы "Картографические схемы по формированию умений и навыков связной речи у дошкольников с ТНР"

Автор публикации:
Ансютина Луиза Гумеровна
г. Ноябрьск, ЯНАО

Речь - любит течь; фраза - идти потихонечку, а слово - бежать да играть!

Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложения), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной печи детей - одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение её функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка, и зависит от содержания, условий, форм общения его с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредством языка.

По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах - в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.

У детей с отклонениями в развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы (а в тяжёлых случаях - всей речевой системы) спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречаем определённые затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта.

Я изучила имеющиеся методики формирования связной речи (Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко и др.), разработала свою аналогичную методику по формированию умений и навыков связной речи у детей с ТНР, взяв за основу экспериментальную методику В.К.Воробьёвой и методику «Формирование речи у дошкольников» Л.Н. Ефименковой.

Мною были составлены картинографические планы для пересказывания, составления творческих рассказов и рассказов по картинке для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Работе с картографическими планами предшествует предварительная работа, которая начинается с раздела «СЛОВО» и «ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ».

Выход в методику:

При знакомстве со словами-предметами, дети получают понятия «слово» и «предмет» точно так же, как предлагает Л.Н. Ефименкова, но графически все слова - обозначают красным кругом,а живые слова-предметы обозначают красным кругом внутри с сердечком. Все слова-действия графически обозначают- синим прямоугольником; слова-признаки обозначают жёлтым треугольником, а предлоги - зелёным квадратом.

После того, как дети усвоили эти понятия и запомнили их графическое обозначение следует переходить к расширению пассивного и активного словаря детей и формированию фразовой речи.

После того как фразовая речь в целом сформирована (остаются лишь аграмматизмы) и словарь близок к возрастной норме, можно приступить к формированию связной речи. Начинать эту работу следует с пересказа (сначала с подробного, потом выборочного и только потом - творческого). Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли.

На начальном этапе работы с текстом желательно брать короткие рассказы. После знакомства с текстом необходимо провести словарную работу. После словарной работы знакомим детей с картографическим планом к прочитанному тексту. Опираясь на картографический план, дети подробно пересказывают текст.

Например:

В. Бианки «Купание медвежат»

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услы­шал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун — ее годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купа­ния медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Учитывая особенности детей с ТНP я составила картографические планы по чистоговоркам и скороговоркам.

Итак, опыт работы с картографическими планами по формированию умений и навыков связной речи у дошкольников показал, что дети подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР), могут осознать, что такое текст, каковы его признаки, правила построения, как сочетаются его отдельные части и как связываются в тексте самостоятельные предложения.

Таким образом, главной идеей методики является понятие «речевого плана», или речеведческие понятия, правила, обучающие определённым способам действия; формируемые па этой основе речевые умения. Реализуется идея развития связной речи детей, опираясь на картографические планы, как основы для формирования соответствующих умений и навыков.

Центральным понятием, предлагаемой методики, является понятие текста его смысловая цельность и связность, так как конечная цель работы по развитию речи - научить детей выражать связно свои мысли в устной, а в дальнейшем и письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.

Предложенные методы по формированию умений и навыков связной речи у детей предполагают организацию активной речевой деятельности самих детей. Опираясь на картографические планы, дети самостоятельно выстраивают цепочку логических звеньев: мотив + «что говорить» и «как говорить». Самостоятельно создают «речевые произведения». Такая работа способна развивать у детей внимание, память, мышление и воображение. Вместе с тем в условиях целенаправленной, специально организованной работы, работа с графическими моделями, с предметными и сюжетными картинками, специальными картами вызывает у детей несомненный интерес, активизирует познавательную деятельность и является солидным подспорьем в восприятии и осмыслении содержащейся в текстах информации. Своеобразие наглядно-практических задач состоит в наглядном представлении их условий и осуществлении решения, как ряда практических действий, по преобразованию объекта или изменению его положения в пространстве. Разумеется, и здесь процесс решения может сопровождаться словесными рассуждениями и оперированием образами-представлениями. Однако специфическими для такого рода задач являются именно практические действия субъекта, то есть ребёнка.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: