Консультация. Драчуны, как исправить ситуацию. Эмоциональное благополучие детей в ДОУ.

Автор публикации:
Талдыкина Александра Андреевна
ЯНАО, г. Салехард

Консультация.

Драчуны, как исправить ситуацию.
Эмоциональное благополучие детей в ДОУ.
Педагог-психолог:
Талдыкина А. А.
Драчуны, как
исправить ситуацию. Эмоциональное благополучие детей в ДОУ. РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ В
ДЕТСКОМ САДУ.
Если ребенок четко объяснил причины драки, то скорее всего,
он прав. Если ребенок защищал себя или друга, или свои игрушки, другие вещи, то
важно научить его защищать себя и отстаивать свои интересы без драки, объяснив
ему, что драка - самый исключительный случай. Ругать ребенка или наказывать при
этом ни в коем случае нельзя, ребенок это может воспринять как несправедливость
по отношению к нему, и даже предательство с вашей стороны. В дальнейшем это
может привести к тому, что он будем остерегаться себя защищать, а это
необходимо уметь каждому человеку.
Если драка или другое проявление агрессии - разовый случай
самообороны, то
важно поговорить с ребенком, объяснить ему возможные последствия этого, но не
ругать и не наказывать.
Если ребенок сам постоянно начинает драки. В этом случае тоже важно
поговорить с ребенком, узнать причины этого. Может быть ребенок видит во всех
врагов. Тогда вместе с ним поищите достоинства у других детей. Или наказывает
других детей за то, что они не хотят с ним играть (дружить). Тогда важно ему
объяснить, что таким образом он добивается противоположного результата. С
драчунами играть и дружить никто не будет.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТСЯ С АГРЕССИЕЙ?
Часто маленькие дети, когда злятся, сами не понимают, что с
ними происходит. Это важно им объяснять. Например, "Ты сейчас злишься на
Ваню, так как он взял поиграть твою машинку, не спросив у тебя разрешения.
Посочувствуйте ему: "Конечно, это неприятно. Я тебе понимаю",
"На твоем месте я бы тоже сердилась (была недовольна), если бы мою вещь
взяли без спроса". Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих чувствах. Научите
его озвучивать свои чувства в "я - сообщениях", например, "я
разозлился, так как ты сломал мой телефон", "Мне неприятно, когда мои
вещи берут без спроса". Таким образом, вы учите его выражать злость
словами, а не действием. Конечно, сами тоже выражайте свои чувства в "я -
сообщениях". "Мне неприятно, что ты раскидал все вещи". Покажите
разные способы выражения злости: потопать, похлопать в ладошки, комкать и
рвать бумагу, резать ножницами, кидать мягкие мячики. Для отреагирования
злости у мальчиков полезны игры в "войну", в смелых и сильных
героев из сказок, мультфильмов, фильмов, отстаивающих справедливость и добро, в
"бои с драконом, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным". В таких играх
добро всегда должно побеждать.
Выплеснуть злость можно и в ролевых
играх, где есть "агрессор" и "жертва", допустим, "кошка с
собакой", "кошки-мышки", "волк (лиса) и заяц". Важно:
в таких играх меняться местами, чтобы ребенок побывал и в той, и в другой роли,
и любая игра должна заканчиваться хорошо, на перемирии. В ролевых играх
необходимо показать ребенку возможные последствия агрессии и научить другим,
миролюбивым способам разрешения конфликта. Конечно, сначала Вы сами должны им
научиться. На прогулках побуждайте ребенка больше двигаться, бегать, прыгать.
Пойте и слушайте добрые, жизнерадостные песни. Инсценируйте с помощью игрушек сценки
из сказок и мультфильмов, из жизни ребенка (не называя имен), разыграйте разные
способы разрешения конфликтов. Попросите ребенка придумать новые способы
решения ситуации мирным путем. Например, сцену в песочнице можно разыграть на
примере двух зайчиков. Один взял игрушку у другого. Что делать в такой
ситуации? Например, играть этой игрушкой вместе, вдвоем или по очереди. Также
хочу предложить вам следующие игры, которые вы можете проводить с ребенком
время от времени, и особенно, когда он злится.
Игра "Злая подушка" или "Подушка для
битья"
Выбираем отдельную подушку, которую бьем, кусаем, топчем,
пинаем, когда злимся. При этом можно и покричать прямо в подушку. Потом на этой
подушке ни в коем случае нельзя спать или лежать. Такую подушку нужно хранить в
специальном месте.
Игра "Волшебный мешочек"
Подберите специальный "волшебный" мешочек, в
который можно говорить о своих обидах, боли, злости, досаде и других чувствах.
Объясните и покажите ребенку, как им пользоваться. "Этот мешочек обладает
волшебным свойством превращать неприятные чувства в спокойные. Для этого надо
раскрыть мешочек и сказать в него все, что чувствуешь. А потом закрыть
(завязать, застегнуть на пуговку). Тогда это чувство попадет в мешочек и
останется в нем до тех пор, пока не исчезнет. Этот мешочек сможет растворить
плохое чувство. А ты почувствуешь легкость и спокойствие". Побуждайте
ребенка использовать волшебный мешочек всегда, когда он злится, обижается,
когда у него плохое настроение, чтобы у него это вошло в привычку.
Эмоционально-поддерживающий компонент среды.
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе
детей раннего возраста, воспитателю необходимо научиться соотносить цель и
задачи своих педагогических действий
с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание,
организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими
и т.д.
На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ: • установление
эмоционального контакта с ребенком; • вовлечение его в происходящие вокруг
события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи
игрушку, что она делает» и т.д.
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение
последующего времени: • создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе
ДОУ; • формирование у ребенка позитивного образа своего «я»; • побуждение у
детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в
подвижных играх, забавах; • развитие умения обращать внимание и реагировать на
мимику и жесты взрослого, его интонации; • закрепление желания и готовности к
совместной со взрослым деятельности; • приучение детей к тому, чтобы обращаться
друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
• развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое
эмоциональное состояние; • содействие оптимизации детско-родительских
отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
Эмоционально-настраивающий компонент среды.
При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента
окружающей среды учитываются следующие обстоятельства. Цветовое решение в
группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно
нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке,
при принятии пищи и т.д. Музыкальный фон в группе создает и соответствующая
музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения,
народная музыка.
Эмоционально-стабилизирующий компонент среды Не случайно в
широко известной пирамиде А. Маслоу вторым уровнем удовлетворения базовых
потребностей человека названы потребности в безопасности и защите, понимаемые
как организацию стабильности, предсказуемости событий, свободу от таких угроз,
как болезнь, страх и хаос. Маслоу полагал, что потребность в безопасности и
защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей. Дошкольники испытывают
тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно,
всем известны трудности адаптационных периодов у детей в ДОУ. Определенным
гарантом удовлетворения потребности в безопасности
является для ребенка-дошкольника
наличие определенных режимных моментов.
Эмоционально-активизирующий компонент среды.
Активизация эмоциональных состояний происходит, когда
случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не
пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка
происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для
дошкольника. Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые
занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной
сферы ребенка.
К таковым относятся: • игры с детьми на накопление эмоций; •
игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми; • игры на
преодоление негативных эмоций; • игры на снятие эмоционального напряжения,
релаксацию; • игры на развитие эмпатии у детей и другие. Эмоционально-тренирующий
компонент среды.
Психогимнастика представляет собой специальные занятия,
направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его
познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны
детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим
вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти
комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки
и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы
занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение
навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно
переживать.
Состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада
как условие эмоционального комфорта /дискомфорта.
Эмоциональное состояние - это особое состояние сознания,
состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта, интегральное
ощущение благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или
всего организма в целом.
Воспитатели и психологи детского сада должны знать о влиянии
различного рода заболеваний на эмоциональное благополучие детей и информировать
об этом родителей. Отношение к заболевшему ребенку в детском саду должно быть
предельно благожелательным. Необходимо
внимательно относиться к ребенку,
болезнь которого приняла затяжной характер. Особого внимания требуют дети с нарушениями
нервно-психического здоровья.
Эмоциональное самочувствие ребенка в период адаптации к
детскому саду.
Адаптационный период протекает по-разному в зависимости
от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных
отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. Наиболее
эмоционально уязвимы дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным
опытом.
Ребенок, приходя в детский сад, стремится реализовать
потребность в эмоциональном подкреплении, которая может быть объектной или
субъектной. С этих позиций по характеру протекания адаптационного периода можно
выделить три группы детей: ``деятели'', ``номинаторы'', ``максималисты''.
Судить об окончании адаптационного периода можно после 4-6
месяцев пребывания ребенка в детском саду.
Эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников.
Эмоциональное самочувствие ребенка во многом определяется
характером его отношений со сверстниками. Положительные взаимоотношения со
сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность,
правдивость; конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы
агрессии.
Влияние отношения воспитателя на эмоциональное самочувствие
дошкольника в группе детского сада: особенности эмоционального отношения воспитателя
к ребенку, формы педагогического общения, влияние индивидуального стиля
педагогической деятельности на эмоциональное самочувствие ребенка.
В условиях дошкольного образовательного учреждения
исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает
отношение к нему воспитателя. Нарушения взаимоотношений между ребенком и
взрослым, невнимание, отрицательное воздействие со стороны взрослого -
оказывают негативное влияние на нервную систему дошкольников, вызывая у одних
грубость и агрессивность по отношению к окружающим, у других - замкнутость,
необщительность, понижение общего тонуса.
Наиболее благоприятным для эмоционального развития детей и
формирования их активности, позитивного опыта переживаний является демократический стиль педагогической
деятельности, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и
притязании на признание.
Тактика воспитательных действий по
преодолению эмоционального неблагополучия ребенка в группе детского сада.
Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять
причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним,
которая адекватна типу поведения ребенка и неудовлетворенной потребности:
- если дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю,
необходимо выбрать непосредственно-эмоциональную форму общения и постепенно
переходить к ситуативно-деловой форме;
- дети, желающие общаться любой ценой с лидерами группы,
нуждаются в личностном и деловом общении с воспитателем;
- для детей, неспособных установить продолжительный контакт
со сверстниками при наличии доброжелательного отношения к ним, предпочтительнее
деловая форма общения, помощь в налаживании контактов со сверстниками,
одобрение;
- в случае, если дети не испытывают потребности в общении со
взрослыми и сверстниками, предпочтительнее личностная форма общения
(подчеркивание интересов, внимание к успехам).
Правила помощи тревожным детям: избегать соревнований; не
сравнивать; принимать ребенка; выражать уверенность в успехе ребенка;
обращаться по имени; демонстрировать образцы уверенного поведения; развивать
уверенность и самостоятельность ребенка; не предъявлять высоких требований;
использовать наказание в крайнем случае.
Правила помощи агрессивным детям:
обучить детей
способам выражения гнева в приемлемой форме; обучить детей приемам
саморегуляции; отработать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях;
формировать эмпатию. Способы контроля поведения ребенка: позитивные - просьбы,
мягкое физическое манипулирование; нейтральные - модификация поведения
(поощрение и наказание). Для обеспечения психологического комфорта ребенка в
ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому
важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные
окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению
эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не
обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к
нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка,
к нарушению социальных контактов

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации