конспект НОД "составление расказа по серии сюжетных картин"

Автор публикации:
Масакова Ирина Валерьевна
г. Арзамас, Нижегородская область

Тема:
Составление
рассказа по серии картин: «КАК ТОП И ТЯПА ВАРИЛИ КОМПОТ».
Цели:
Научить раскладывать серию картинок слева
направо без учёта последовательности;
Учить определять место действия объектов на
каждой картине и делать обобщения;
Учить определять время событий (с уточнением
времени года и части суток);
Учить находить сквозных героев и объекты на всех
картинах серии;
учить «читать схемы» этапов работы с серией
картинок;
Формировать умения воспроизводить
последовательность серии картин;
развивать умения следить за сюжетом, не упуская
важных деталей;
формировать умения включать в текст фрагменты,
не вошедшие в серию картин и выделение способов связи между частями;
закрепить
понятие «системный оператор»;
обобщить
экологические знания детей;
воспитать чувство уважения к чужому ответу,
формировать умение слушать товарища.
Оборудование:
Предметные картинки «собака»,
«медведь», серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот», чистые листы бумаги к
серии картин, таблички с кличками героев, куклы би-ба-бо Медведь и Собака,
магниты, схемы этапов работы с серией картинок, «системный оператор» Собаки и
Медведя, следы Медведя и Собаки, ТСО (магнитофонная запись для проведение
физминутки).
Раздаточный
материал:
Заготовки из гофрированной
бумаги, оранжевого, желтого цвета по одной штуке 12х12см, синего цвета 10х10см,
фиолетового цвета 5х5см, зелёного цвета 2х4см, малинового цвета 7x 7, мокрая салфетка, клеенка, клей ПВА.
.
Ход деятельности:
Дети проходят в зал друг за другом по следам зверей,
изображённых на полу.
Воспитатель: Ребята, кажется, мы с вами
добрались по следам зверей, а вот и гости, про которых писал нам Дед Мороз.
Поздороваемся, ребята. (Дети здороваются).
Да, трудную задачу задал нам под Н. Год Д.Мороз. Давайте ещё
раз прочитаем его письмо (Воспитатель или ребёнок читает письмо Деда Мороза:
«Дорогие ребята, получил я ваши письма, в которых вы
написали о своих новогодних желаниях. Но подарки под Н. Год получают только
самые воспитанные, послушные и умные дети. Поэтому придётся вам выполнить моё
задание: придумать и рассказать моим гостям интересную историю о моих верных
друзьях. Кто эти друзья вам тоже придётся догадаться. Идите по их следам, они и
приведут вас к разгадке»).
Дети идут по следам на полу.
Воспитатель:
Ребята, а вот, кажется и разгадка, смотрите, куда нас привели следы зверей,
подходите поближе (Дети подходят к доске, на которой висят схемы – «системный
оператор»). Скажите, что это такое?
Дети: Это -
волшебный телевизор. В центре и находится экран (система), в котором и
спрятался один из героев.
Воспитатель: Кто
же этот герой?
Дети: На 1- м плакате
это медведь.
Воспитатель: Как
вы догадались?
Дети: В центре
«волшебного телевизора» всегда находиться система, она нам неизвестна («?» - В
центральном экране), следовательно, угадать её нам поможет «надсистема» и «подсистема».
«Надсистема» расскажет нам о среде обитания нашего героя (лес,
берлога, цирк), «подсистема» об особенностях внешнего строения (хвост, уши,
следы). Линия (ось) «прошлое- будущее» помогает нам определить, что в прошлом
этот неизвестный объект был медвежонком, а в будущем он станет медведем.
Следовательно, под «?» скрывается медведь.
Воспитатель: Молодцы,
ребята, 1-го героя мы с вами угадали, так кто же 2-й герой?
По аналогии детьми определяется и 2-й герой.
Воспитатель: Ребята,
а ведь Дед Мороз не случайно направил нас по следам, ведь следы животных – это
одна из отличительных их особенностей. Давайте рассмотрим следы собаки и
медведя, чем они отличаются?
Дети: След у
медведя гораздо больше, чем у собаки, но не только потому, что медведь сам по
размеру больше, а потому что он относится к стопоходящим животным (т. к. при
ходьбе опирается на всю стопу: на пальцы и на пятку), а собака – пальцеходящее
животное (опирается при ходьбе только на пальцы), следовательно, размер
медвежьего следа отличается от следа собаки не только размером, но и формой.
Воспитатель: Вот
мы и справились, ребята с первым задание Д. Мороза – угадали героев истории,
которую нам предстоит с вами придумать. Кто это?
Дети:
Собака. Медведь (на доске
появляются картинки с изображением животных).
Воспитатель
Прочитайте, как зовут героев истории
(на доске таблички с кличками).
Дети:
Топ. Тяпа.
Воспитатель:
Как вы
думаете, кого зовут Топ, а кого Тяпа?
Дети:
Собаку –
Тяпа, а медведя – Топ.
Воспитатель:
Прежде чем начинать
составление рассказа, нам с вами необходимо узнать значение некоторых
слов и выражений, которые мы будем использовать в процессе нашей деятельности. Что значит «накрыли стол» (Дети: приготовили угощение и
поставили на стол), что такое «котёл» и зачем он нужен (Дети: металлическая посуда,
большая, тяжёлая, с полукруглым дном, нужна для приготовления пищи на огне,
костре или «котлом» называют предмет, предназначенный для обогрева помещений).
Воспитатель: Дети, а как называются
слова, которые имеют несколько значений?
Дети: Многозначные.
Воспитатель:
Верно. Для составления нашего рассказа слово «котёл» мы будем использовать в
1-м его значении.
2. Последовательный разбор каждой
картины. На обратной стороне доски
На доску
выставляются картины из серии
«Как Топ и Тяпа варили компот» без учёта
последовательности.
Воспитатель: Составить рассказ нам помогут
картины. (по картине «ГОСТИ ПРИШЛИ»). Показывает схему 5 этапа
работы с серией картинок - «Назови действия героя и догадайся, зачем он это
делает?»
Дети:
(Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, белку,
лису, журавля, зайца и ежа с ежонком)
- Придумайте предложение про каждого из героев КТО? ЧТО
ДЕЛАЕТ?
(Медведь Топ сидит в
кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с
подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т.д.)
- Как вы думаете, кто хозяйка, как вы догадались?
(Хозяйка Тяпа. Гости
сидят за столом, а
она всем наливает
половником компот, на ней фартук.)
- Довольны ли звери угощением?
(Да, довольны.)
- Какими словами звери могли хвалить хозяйку?
(Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.)
Воспитатель: (по картине
«ВАРЯТ КОМПОТ»). Показывает схему 2 – «Назови место, где происходят
события» -
Воспитатель: Где происходят события этой истории? Как вы
догадались?
Дети: Всё происходит в лесу, потому, что вокруг
много деревьев.
Воспитатель: Кто изображён на этой картине
Дети: Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню.
Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду.
Воспитатель: -
Как вы думаете, что задумали звери? Почему?
Дети: Медведь и собака задумали сварить компот,
потому что нашли много
вишни.
Воспитатель: (по картине
«ОХ, И ВКУСНО!»)
- Что находится в правом верхнем углу картины?
(В правом верхнем углу
стоит корзина с вишней.)
- Найдите и назовите все деревянные предметы?
(Деревянное кресло,
деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска)
- Где висит котёл?
(Котёл висит над
огнём.)
- Что стоит на столе, какой он?
(На столе стоит
горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый)
Воспитатель: Показывает схему 6
– «Что за чем». Пожалуйста, найдите начало, середину и конец истории и расставьте
картины по порядку (один ребёнок это
делает на доске).
Молодцы, ребята, картинки расставлены верно.. Хочу обратить внимание, что
между событиями, происходящими на картинах, могли происходить и другие события,
а мы с вами, как настоящие писатели
должны придумать. Давайте пофантазируем и заполним пустые листы картинками к
рассказу (демонстрация и размещение
пустых листов бумаги)
3. Создание начала к изображённому действию.
Воспитатель:
Вспомните, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки,
рассказы, истории. Объясните, почему звери стали варить компот.
Дети: Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды
в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот.
Воспитатель:
Глядя на картину, расскажите, что для этого сделал медведь Топ, как
вела себя собака Тяпа.
Дети: Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал
вишню.
Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой.
Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.
4. Создание текста к пустой
картине между изображёнными событиями по демонстрации действия воспитателя.
Воспитатель:
Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали…(воспитатель
показывает, как мешают ложкой в котле)
Дети: медленно помешивать компот ложкой.
Воспитатель:
Какие рисунки помогут вам
вспомнить это событие?
Дети: ложка, котёл с кипящим компотом.
5. Договаривание
детьми предложений, начатых воспитателем
- Теперь я начну предложение, а вы закончите.
Воспитатель: Вскоре… Дети: вишнёвый компот был готов.
Воспитатель: Тяпа
налила его… Дети: в большой глиняный горшок и поставила на
стол.
Воспитатель: Топ
взял… Дети: ложку и попробовал компот.
Воспитатель: Получилось…
Дети: очень вкусно!
6. Дополнительные вопросы воспитателя для
создания текста к пустой картине.
Воспитатель:
Почему звери позвали гостей? Как они готовились? Чем ещё хозяева
угощали гостей?
Дети: Компота
было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной
поляне и успели напечь пирожков с ягодами.
Воспитатель:
Какие картинки мне нарисовать на пустом листе, чтобы вы запомнили
эти события?
Дети: Стол,
пирожки, полный горшок компота.
Воспитатель:
Расскажите, кто пришёл в гости к Топу и Тяпе. Что стали делать
гости. Что сказали гости хозяевам.
Дети: В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка,
зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа –
умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»
Воспитатель:
Давайте подвигаемся немного и
сварим свой компот.
7.
Физкультминутка.
Будем мы варить компот (левая ладошка держат
«ковшиком»,
указательным
пальцем
Фруктов нужно много.
Вот: правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (имитируют каждое действие с фруктами)
Грушу будем мы
рубить.
Отожмём лимонный
сок,
Слив положим и
песок.
Варим, варим мы
компот. (опять
«варят» и «мешают»)
Угостим честной народ (от
себя разводят руками)
Воспитатель:
Ну вот, ребята, пришло время нам послушать рассказы, которые у нас с
вами получились. (Слушаются рассказы детей от лица автора и от лица разных
героев)
1-й рассказ:
Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды
в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню.
Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился
сладкий, она положила три ложки сахара.
Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод
и стали медленно помешивать компот ложкой.
Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный
горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось
очень вкусно!
Компота было так много, что друзья решили
позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с
ягодами.
В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка,
зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа –
умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»
Воспитатель предлагает детям
куклы би-ба-бо Медведь и Собака. Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди
рассказывают эту историю от имени героев.
2-й рассказ:
Меня зовут Тяпа. Я хочу рассказать Вам одну
историю. Однажды летним погожим деньком мы с моим другом медведем Топом
отправились в лес. Прогуливаясь по лесу, мы увидели много вишневых деревьев.
Топ влез на дерево и начал рвать вишню в корзину. Ее оказалось так много, что
мы решили сварить компот. Топ развел костер, повесил на него котел с водой. Когда вода закипела, я положила
в кипящую воду несколько ложек сахара, чтобы компот получился вкусным и
сладким.
3-й рассказ:
Время близилось к полудню. Компот медленно
варился на костре. Вскоре он был готов. Тяпа налила его в большой глиняный
горшок, поставила на стол и начала разливать по тарелкам. Удобно расположившись
в большом кресле, я взял мою деревянную ложку. Чувство голода взяло надо мной
верх, оно было настолько сильным, что я попробовал компот прямо из горшка, не
дожидаясь пока Тяпа нальет его в тарелку.
«Ох,
и вкусно!» - сказал я Тяпе. «Какие мы с тобой молодцы!»
Воспитатель:
Молодцы, ребята, хорошие истории у нас с вами получились. Давайте попробуем и
мы с вами сварить вкусный компот из фруктов.
Каждый из вас должен будет
выбрать тот фрукт, который он хочет сделать и методом комканья и скручивания
воссоздать его, а затем наклеить.
(Детям предлагается на выбор
раздаточный материал, используя который они создают натюрморт. Работа
выполняется в нетрадиционной технике - без ножниц путём скручивания и комканья
бумаги.Готовые фрукты помещаются в вазу, заранее сделанную воспитателем).
Воспитатель:
Ребята, скажите, как можно назвать композицию, которая у нас получилась?
Дети:
Натюрморт- изображение неодушевлённых предметов, в данном случае фруктов.
Воспитатель:
Я думаю, ребята, Дед Мороз останется доволен вашими историями и вашим
натюрмортом. Хочется надеяться, что и гости остались довольны. Будем ждать
обещанных подарков от Деда Мороза.
Давайте прощаться с гостями и возвращаться в группу.
Литература:
Глухов
В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым
недоразвитием. – Москва, Аркти, 2002
Воробьева
Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картин. – Москва, Литера, 2010
Т.А.Сидорчук,
С.В.Лелюх , Н.Н.Хоменко «Развитие творческого мышления, воображения в речи
дошкольников», Ульяновск, ИПК ПРО, 2003г., 240л.
Т.А.Сидорчук,
А.Б.Кузнецова «Технология составления творческих текстов по картине»
Чистякова
О.В. Составляем рассказ по картинке – Москва, Литера, 2010
Демонстрационный
материал. Серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот» - Москва, Малыш,
1980
Методическое
пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами
ТРИЗ» МДОУ «ЦРР-_детский сад №42», г.Саров, 2009
Аг.Апресова, Н.А.Гордова, Т.А.Сидорчук
«Окно в школьный мир» Программа и методическое обеспечение
интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе»
Растем умными. (технология ТРИЗ)
Издательство АРКТИ,, Москва., 2010.-232с.
Т.А.Сидорчук
«Учимся самостоятельно познавать мир» Сборник методических материалов
детских садов г.Саров., г.Ульяновск, 2007г.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации