Конспект НОД "Русский национальный костюм"
Задачи:
-познакомить детей с русским
народным костюмом;
-развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и образное мышление;
-формировать уважительное отношение к культуре своей страны, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: куклы Настя и Ваня в русских костюмах; костюмы для детей и воспитателя; сундук c рисункам костюмов; конверты с заданиями; два мольберта; аудиоаппаратура; фонограммы
русской народной песни, колокольного звона.Одна половина зала оформлена как русская изба. Звучит фонограмма русской народной песни.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждет много сюрпризов, поэтому я вас попрошу быть особенно внимательными. А начнем мы вот с такого стихотворения:
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
О чем это стихотворение?
Дети: О России- о стране, где мы живем. (На стене весит карта Росси)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту- это Россия, страна, где мы живем. Действительно, наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. (Показывает на карте.)
Богата она своей историей и обычаями. Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда встречайте. Это куклы Настя и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные. Какая Настя?
Дети: Красивая, веселая, очаровательная, милая.
Воспитатель: А Ваня какой?
Дети: Веселый, симпатичный, праздничный, светловолосый.
Воспитатель:Куклы Ваня и Настя одеты в русские национальные костюмы. Так в старину
одевались люди. А чтобы мы больше узнали о костюмах и быте русского народа,
куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю
Русь. Вы Согласны? Тогда в путь.
Играет музыка, дети, взявшись за руки, проходят за ширму, переодеваются в русские костюмы и идут обратно. Гостей встречает Хозяйка избы.
Хозяйка: Здравствуйте, детушки милые, соколики пригожие, да какие все хорошие: губки – ягодки, глазки – пуговки, щечки –аленькие, все кудрявеньки. Проходите, проходите, мою избу посмотрите.
Дети
здороваются и рассаживаются на скамейке.
Зачем пожаловали?
Дети:Узнать о русских народных костюмах.
Хозяйка:
Есть у меня старинный бабушкин сундук. Много интересного он может нам
рассказать и даже показать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем хранится. (Открывает
сундук.)
Рассказ о женском комплекте.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Девицы украшали
голову лентами, венками, обручами, волосы заплетали в косу. А вот после
замужества женщины прятали волосы под головной убор, который называется
кокошник. Кокошники были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с
«шишками» ,маленькие плоские шапочки с ушками и др. Волосы всегда аккуратно
убирали. Женщину с распущенными не
расчесанными волосами считали неряхой.
Вспомните русские сказки. Какой изображена Баба Яга?
Дети:
Неряшливой, растрепанной.
Хозяйка:
Основными частями женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха шилась из
белого полотна, длинной до пят, потом ее укоротили. Рубаху украшали вышивкой на
рукавах, подоле и воротнике. Поверх нее надевали сарафан. Они были всевозможных
цветов – красные, голубые, желтые, коричневые. Каждый цвет имел особое
значение: желтый означал солнце, богатство; голубой – небо, молодость;
коричневый – землю-кормилицу; красный – тепло , праздник. Посмотрите, девочки,
на свои наряды. Как украшены ваши сарафаны?
Девочки: Вышивкой, бисером, тесьмой.
Хозяйка: Особенно я бы отметила вышивку, так как это не просто украшение, а еще оберег
от всяких неприятностей. Она делалась прямыми и волнистыми линиями, крестами,
квадратами, треугольниками, ромбам, кругами. Знаками изображали землю, солнце,
воду, растения и животных. Вот какой красивый женский костюм. Берегу я это
богатство в своем сундуке, потому что много сил и старания вложено в него.
Любовь и бережное отношение к одежде отразилось и в творчестве нашего народа. И
мне очень приятно знать, что и теперь частушки так же любят, как и прежде. Ну что, споем?
Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту.
Ой, лапти мои,
Лапоточки мои,
Вы скородили,пахали,
Танцевать сюда попали.
Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос,
Поясок- рубаху белу
Подпоясать в сенокос.
Ах, мое приданое-
Крепкое, не рваное.
Вышивала я узор
На свой свадебный убор.
Рассказ о мужском комплекте.
А вот так выглядел мужской костюм. Он ,конечно, не так разнообразен, как женский. Но
от костюмов других народов его отличить можно. Особое внимание уделялось
рубахе-косоворотке. Может, кто-то из вас скажет, откуда взялось такое интересное название?
Дети: Ворот рубах сбоку, он косой.
Хозяйка: Верно, в отличие от современных рубашек, у которых застежки посередине. Рукава
у такой рубахи длинные широкие. Не закатав их, работать трудно или вообще невозможно. Вам приходилось слышать выражение « работать спустя рукава»? Когда так говорят?
Дети: Когда человек работает плохо.
Хозяйка: Посмотрите, как красиво украшены вышивкой рукава и подол рубахи. Сколько труда
и старания требовалось, чтобы создать такую красоту. А еще вышивка для чего нужна?
Дети: Чтобы оберегать от бед.
Хозяйка: Подпоясать рубаху можно было тонким опояском или кушаком. Мальчики, покажите,
где у вас кушак? Как по другому можно назвать эту деталь?
Мальчики: Ремень, пояс.
Хозяйка: Брюки назывались порты. Интересна история этого слова. Сначала словом «порты»
обозначали одежду вообще. Отсюда профессия – портной. Чем занимается портной?
Дети:Шьет одежду.
Хозяйка:Ну и, конечно же, обязательный элемент- это головной убор. Любой уважающий себя
мужчина не появлялся на улице без шапки. В самые древне времена чаще всего
носили колпаки из овечьей шерсти, затем появился карпуз - фуражка или кепка с
козырьком. Если такой карпуз украсить большим ярким цветком, смело можно было
идти на праздник, гулянье или посиделки. Хороши костюмы, да только без обуви далеко не уйдешь! Носили девицы и молодцы кожаные сапоги, похожие на современные. Но особой популярностью пользовались лапти, плетеные из липового лыка или бересты (березовой коры). Лапти очень быстро
изнашивались, в горячую пору и на три дня не хватало. Но плели их очень быстро и без особого труда ,как бы между делом, только лыко успевай заготавливать!
Ну вот и пуст мой сундук, все я показала, обо всем рассказала, и вам уже домой возвращаться пора. А чтобы вам особенно запомнилось это путешествие, возьмите с собой эти костюмы, берегите их так же,
как и я, чтобы потом подарить своим детям. До свидания!
Звучит музыка, куклы Ваня и Настя провожают детей.
Воспитатель: Вот мы и дома оказались. Понравилось вам в гостях у Хозяйки избы? Сейчас мы и узнаем,, кто внимательным был во время нашего путешествия.
Проводится игра «Собери костюм». Дети собирают и называют все его части. Женский- кокошник, рубаха, сарафан, лапти. Мужской- косоворотка, порты, кушак.
Ох,какие молодцы!
Парни наши- удальцы,
И девчата всем под стать-
Им не станут уступать.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русским народным костюмом, даже смогли
примерить его на себя, услышали много необычных для нас слов, вспомнили поговорку, связанную с одеждой. Помните?
Дети:Работать спустя рукава.
Воспитатель:Мы говорили об одежде, которую носили в теплое время года. О зимней одежде вы
узнаете в следующий раз. А закончить занятие я бы хотела вот такими словами:
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела,-
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
Всем спасибо. До новых встреч!