Конспект урока русского языка по теме "Алфавит" УМК «Школа России» 1класс

Автор публикации:
Коваленко Наталья Юрьевна
г. Тимашевск, Краснодарский край

Урок русского языка

УМК «Школа России»

Класс: 1

Предмет: Русский язык

Тема урока: Алфавит

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  • 1. Предметные
  • - по­мочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его
  • 2 Метапредметные

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита
  • умеют называть буквы в алфавитном порядке
  • приобрели первый опыт обращения со словарями
  • повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки, система голосования

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Мотивацион-ный момент

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

Правила посадки при письме

Оформление тетрадей (запись даты)

К-1

К-2

П-8

Актуализация знаний

- Чистописание: а б в абв

К - Посмотрите на строку чистописания. Какая буква лишняя. Почему?

Что в них общего? (Запись в тетради)

- Работа с лентой букв

- Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).

- Для чего нужны буквы? (Для обозначения звуков речи на письме)

Составление кластера:

БУКВЫ


-

обозначают не обозначают

гласные звука

звуки обозначают

согласные

звуки


обозначают обозначают ударный

твердость мягкость или

согласного согласного безударный

о

е,ё, ю, я

могут

обозначать

два звука твердый звонкий парный

и (или) или или

мягкий глухой непарный

м

- Посмотрите, как расположены буквы в строке чистописания.

Кто поможет назвать тему урока? (Алфавит)

Что бы вы хотели узнать по данной теме? (Учитель записывает вопросы на доске)

Составим план урока:

1.Что такое алфавит?

2. Как образовалось слово «алфавит»?

3. Сколько букв в алфавите?

4. Для чего нужен алфавит?

5. Где применяют алфавит?

Повторяют пройденный материал

Отвечают на вопросы

К-2

К-3

Р-1

П-4

П-2

«Открытие» понятий алфавит

азбука

Мы многое повторили о буквах русского языка.

– Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука.)

- Откройте толковый словарь в учебнике с.138 и прочтите толкование этого слова.

- Сегодня нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие.

- Как вы понимаете, что такое АЛФАВИТ?

Как образовались слова АЛФАВИТ и АЗБУКА

Проверка предположений с помощью электронного приложения в учебнику «Алфавит» стр. 1

Совместное открытие новых понятий

(работа с толковым словарем)

Предположе-ния детей.

Слушают электронное приложение

Работают в парах

Л-1

Л-2

Что такое АЛФАВИТ?

(Учебник с. 52)

Работа в парах:

-Составьте звуковые схемы слов АЛФАВИТ и АЗБУКА

- Разделите слова на слоги.

- Буквы в алфавите идут в определенном порядке. Каждая имеет свое название. Давайте повторим их.

- Сколько всего букв в Алфавите? (33)

Физминутка.

Практическое задание «Найди место буквы в Алфавите»

(Электронное приложение в учебнику «Алфавит» стр. 2)

- Для чего же нужен алфавит?

Анализ ситуаций.

Ситуация 1.При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Игра «Помоги Кваку перебраться на другой берег»

(Электронное приложение к учебнику «Алфавит» стр. 6)

Ситуация 2.Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Или что оно обозначает? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью к словарю).

Да, действительно. Попробуйте найти быстро в словаре слово «……..». ( Трудно быстро выполнить задание). Для того, что бы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.

Предположе-ния детей.

Работают по словарю с. 138

Называют буквы алфавита

Работают с электронным приложением

Ищут ответ на проблемный вопрос

Ставят слова в алфавитном порядке

Делают вывод

Пользуясь словарем, выполняют практическое задание.

П-8

П-5

К-3

К-2

Работа в парах:

Найдите слова:

Ситуация 3.Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы отметить отсутствующих учеников. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему?

Задание: напишите фамилия наших учеников в алфавитном порядке.

Матусевич, Тычинина, Аверков, Янчишин, Галов.

Ситуация 4.Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке.

(Электронное приложение к учебнику «Алфавит» стр. 8)

Чтение слов в словаре

Высказывают свои предположения

Выходят перед классом с табличками своих фамилий, а класс расставляет их в алфавитном порядке

Работают с электронным приложением

Л-1

П-8

К-2

Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Выполнение теста с помощью системы голосования:

  • 1.Алфавит - это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет свое строго определенное место и свое название.
  • да нет
  • 2.В русском алфавите 35 букв?
  • да нет
  • 3.Правильно ли расположены слова в алфавитном порядке?
  • арбуз воробей собака
  • да нет
  • 4.Сможем ли мы обойтись без знания алфавита?

да нет

Опираясь на план, подводят итог урока.

Выполняют тест.

К-3

Л-4

Р-3

Рефлексия.

С каким настроением вы уйдете с урока? Почему?

Оцените свою работу.

Дают оценку своей работе

Р-3

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: