Конспект урока по географии в соответствии с ФГОС на тему "Погода".

Автор публикации:
Карижская Ксения Владимировна
г. Жирновск, Волгоградская область

Технологическая карта урока географии

в 6 классе

Учитель географии Карижская Ксения Владимировна

МКОУ «СШ № 1 г. Жирновска»

Тема урока: «Погода»

Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: Расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы. Дать знания о погоде, методах изучения погоды, причинах изменения. Сформировать понятия: погода, метеорология, воздушные массы, синоптические карты.. Уметь выявлять причинно-следственные связи: погода- воздушные массы. Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.

- Метапредметные: Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Оформление выводов. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.

- Личностные: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества

Цель, адаптированная на ученика:

    • Объяснять элементы и явления погоды,
    • Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды
    • Уметь работать с источниками географической информации

- Тип урока: урок комплексного применения знаний

- Ведущий вид деятельности: повторение, обобщение, практическая работа

- Методы и приемы: частично-поисковый

Решаемые учебные проблемы

Почему прогнозы погоды не всегда совпадают с реальной погодой.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Погода, метеорология, воздушная масса, синоптическая карта

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная презентация, интернет-ресурс

Образовательные интернет-ресурсы

www.yandex.ru, Gismeteo.ru

Оборудование:

  1. Учебник для 6 класса Автор Домогацких
  2. Атлас для 6 кл.
  3. Календари погоды учащихся
  4. Набор фотографий "Погодные явления"

Организационная структура урока

Структурные элементы урока.

Этапы.

Дидактические задачи

Содержание этапа урока.

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Показатели реальных результатов

1. Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке

Настраивает на урок

Включаются в работу

Ученики полностью готовы к быстрому включению в деловой ритм

2. Проверка ранее изученного. Актуализация знаний

Проверить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока. Актуализировать опорные знания, умения; обеспечить мотивацию и принятие цели урока

Слайд №1.

Наводящий вопрос: Что мы изучали на прошлых уроках? (атм)

1.Какие параметры характеризуют состояние атмосферы?

2.Как называются приборы для определения параметров состояния атмосферы?

3.Какие природные явления протекают в атмосфере?

Слайд №3,4

Предлагает вопросы

1

2

3

4

5

Выясняет опорные знания.

Отвечают на вопросы.

Раскрыты основные моменты предыдущего урока, проведена коррекция пробелов. Готовность учащихся активно-познавательной деятельности

3.Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса:

Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит ...

ПОГОДА

Создаёт проблемную ситуацию

Отвечают на вопросы:

- Что удивило?

- Почему нет прямого ответа?

Выявляют противоречия и осознают его.

4.Целеполагание

- Сформулируйте цель нашего урока?

Как вы думаете, почему мы эту тему будем изучать?

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Слайд № 5

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время: температура, ветер, атмосферное давление, облачность, осадки.

Побуждает учащихся к высказыванию о понятии «погода». Предлагает учащимся самим сформулировать данное понятие.

.

Проявляют познавательную инициативу, формулируют понятие «погода», можно попросить сравнить с определением учебника.

Самостоятельно формулируют цель урока.

Осознают цели предстоящей деятельности.

5. Постановка учебной задачи.

6.Выдвигается новая проблема

Перечислите действия, которые нам нужно на уроке

совершить, чтобы достигнуть поставленной цели.

Нам с вами необходимо составить прогноз погоды? Сможем ли мы это сделать? А что нам может помочь в составлении прогноза погоды? А как вы думаете есть ли люди которые занимаются изучением и составлением прогноза погоды?

Перечисляют задачи:

Что называют погодой?

Как наблюдают и описывают погоду?

Из чего состоит метеорологическая станция?

С помощью, каких приборов ведут наблюдение за погодой?

Называют природные явления.

Высказывают свои предложения и мысли.

1мм.рт.ст.- барометр (измеряет атмосферное давление);

2̊С – термометр (измеряет температуру);

3мм – осадкомер (количество осадков;

54% - гигрометр (относительную влажность воздуха);

5 м/сек. – анемометр (скорость ветра).

Флюгер (направление ветра).

Необходимо обратиться в текст учебника

Смыслообразование, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Подвести к мысли что для описания погоды нужны приборы

Найдите в тексте учебника стр ….. кто занимается изучение погоды

Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний..

Говорят какие приборы необходимы

Находят и зачитывают

Познавательные: обобщение своих знаний; коммуникативные: речевая деятельность; регулятивные: инициативность и самостоятельность.

логические – формулирование проблемы.

Самостоятельно выполняют , находят.

7. «Открытие» нового знания.

Формирование основ теоретического мышления.

Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать способности высказывать свою точку зрения.

Слайды № 9,10,11

Выводы о свойствах погоды: Изменение погоды в пространстве, во времени, подвижность.

Слайды № 12, 13. «Воздушные массы» и их свойства.

Воздушные массы - это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами (температурой, влажностью, запыленностью).

Разнообразие воздушных масс

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов и противоречий. Организует работу с текстом учебника стр.133.

«Отличается ли наш вывод от вывода в учебнике?»

Формулирует определение понятия « Воздушные массы» и их свойства.

Обсуждают в группах варианты выводов учебной задачи, обосновывают выборсвоего решения.Осуществляют самопроверку и сравнивают с выводами в учебнике

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Приемы самоконтроля правильности полученных результатов.

3. Процессуально - содержательный

(

Метеорологические наблюдения.)

Просмотр видеофрагмента.

Какие способы предсказания погоды вам известны?

Знакомство с синоптической картой. Изучение условных обозначений синоптического кода

- Перечисляют дополнительные признаки погоды

Работа с синоптической картой. Выполнение заданий по карте

Овладение практическими умениями использования синоптических карт для определения характеристик погоды..

Регулятивные: планирование, прогнозирование (управление своей деятельностью), инициативность и самостоятельность; познавательные: работа с информацией, обобщение; коммуникативное: навыки сотрудничества.

8. Рефлексия (итог урока)

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения)

Дать оценку и анализ успешности достижения цели

Синквейн

Слайд№18

«Повторим главное»

Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Определить главные понятия.

Оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Воспроизводят главные понятия темы урока.

Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока

Объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

9. Домашнее задание

Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения д/з

Слайды № 19,20

Параграф 20, выучить ключевые слова, ответить на вопросы.

«От теории к практике»
План описания погоды

1.Какая погода была утром, днем, вечером?

2.Как изменялись в течение дня основные характеристики погоды?

3.Какие изменения в природе были замечены в течение дня?

4.Как изменилась погода за день по сравнению с погодой предыдущего дня?

Дает и инструктирует выполнение домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Реализация условий для выполнения домашнего задания всеми учащимися

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Дополнительный файл публикации: