Классный час на тему "Помнит сердце, не забудет никогда!"

Автор публикации:
Сорвачева Нина Васильевна
х.Озерки, Киквидзенский район, Волгоградская область

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Преображенская средняя школа» филиал Озерская основнаяшкола

Помнит сердце, не забудет никогда!

Тематический классный час,

посвященный 73-й годовщине

Победы в Сталинградской битве

Автор

Сорвачева Нина Васильевна

Хутор Озерки

Киквидзенский район

Волгоградская область

Пояснительная записка

Есть в русском менталитете незыблемые ценности – патриотизм, сила духа и мужество. Чувства глубокоинтимные, и сформировать их в подростках нельзя одномоментно через «юбилейные» мероприятия.

В историичеловечестваи в нашей повседневной жизни есть события, которые ярко показываютпример стойкости, мужества игероизма человека. Выдающаяся победа в Сталинградской битве, несомненно, стала символом всемирно – исторического подвига советского народа во Второй мировой войне. Подвига не только взрослых, но и детей. Поэтому цель данного мероприятия -показать, что храбрость и любовь к Отечеству способны творить чудеса, что сила духа и героизм юных сталинградцев сильнее смерти и что героизм и сила воли наших современников – детей и подростков Волгоградской области, совершивших подвиг, тоже доказательство силы духа и мужества.

Данный Урок Победы –это еще и урок мужества, иурок памяти, посвящённый светлой памяти детей-героев, детей-защитников Сталинграда, и урок восхищения храбростью наших современников, сверстников теперешних детей. Подсчитать математическим путем прибавку патриотизма, мужества и героизма в душе ученика после одного Урока Победы, естественно, невозможно. Но эмоциональный настройдает почувствовать детям силу духа, силу, которая сильнее смерти. И «дыхание» этой силы способно разбудить в ребенке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. А это уже основы патриотизма, гражданственности, нравственности.

Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-6 классов.

Цель мероприятия:

воспитание чувства уважения, долга, памяти к участникам Великой Отечественной войны, детям-участникам Великой Сталинградской битвы и чувства восхищения нашими современными подростками, проявившими героизм в наши дни.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о Сталинградской битве , о её юных защитниках.
  2. Воспитывать чувство гордости и восхищения юными героями Сталинградской битвы и юными героями –современниками.
  3. Вызвать подъем патриотических чувств, дать почувствовать детям «дыхание» силы духа, силы, которая сильнее смерти.
  4. Заинтересовать школьников в ведении поисковой работы, посвящённойтеме «Мои предки из поколения победителей».

Используемое оборудование:

компьютер, проектор.

Используемое сопровождение:

  1. презентация «Сталинградская битва»,
  2. два фотостенда :« Дети –Герои войны» и «Дети –Герои нашего времени»(награжденные знаком «Горячее сердце»),
  3. записи песен «Майский вальс», «Горячий снег» (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова), «Грезы» Р.Шумана, «Запись бомбардировки»,
  4. выставка книг, посвященная данной теме,
  5. исследовательские работыдетей «Мои предки из поколения Победителей».

План мероприятия:

  1. Вводная часть. Пусть всех имен не назову.
  2. Основная часть. О Героях Великой Сталинградской и о Героях наших дней.
  3. Заключительная часть. Будем помнить и равняться на них.

Ход мероприятия:

Звучит запись песни «Горячий снег»

(музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).

Вступительное слово классного руководителя:

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни.

Не потому ли я живу, что умерли они?

С. Щипачев

Многогероических сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. хранит история и память людская. Сражений, поразивших весь мир. Ноособое место занимает Сталинградская битва. Здесь, на Волжской земле, российский солдат нанес сокрушительный удар противнику. И тогда слово «Сталинград»вошло во все языки мира. Слово « Сталинград» придавало силы нашим бойцам, а в нашего противника вселяло страх. Сталинград - не просто символ воинского героизма. Его оборона и восстановление стали доказательством того, что храбрость и любовь к Отечеству способны творить чудеса, что сила духа сильнее смерти. Мы с вами – наследники славы защитников Сталинграда, которой мы должны быть достойны.

Ведущий:

Сталинградская битва условно делится на два периода: оборонительный инаступательный.

Оборонительный период:с 17 июля 1942 г.по 18 ноября 1942 г.

Наступательный период: с 19 ноября 1942 г.по2 февраля 1943 г.

Звучит первый куплет«На Мамаевом кургане»,

и начинается показ слайда №1 презентации «Сталинградская битва»

И в этой тишине давайте перенесемся на 73 года назад…

На доске открывается календарь:

5апреля

1942г.

1-й ученик:

Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его 6-я полевая армия Паулюса.

Противник был хорошо подготовлен, вооружен и численно превосходил наши войска. Но злобный натиск врага вызвал не растерянность и панику, а собранность и ярость, упорство и слаженность в боевых делах всех, кто защищал Сталинград, и кому ценой неимоверных усилий удалось его отстоять.

Перелистывается календарь на доске:

17 июля

1942 г.

Слайд №3 презентации «Сталинградская битва»

2-й ученик:

Это первый день Сталинградской битвы. Силам вермахта на этом участке фронта противостоял Сталинградский фронт. Бои шликровопролитные, но советские воины проявляли чудеса героизма. Около станицы Клетской у хутора Калмыков четверо советских бронебойщиков отражали атаки 30 немецких танков. 8 танков из них уничтожил боец Петр Болото, он стал одним из первых Героев Советского Союза в Сталинградской битве.

Слайд №2 презентации «Сталинградская битва»

3-й ученик:

Из Приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.: «Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села… . <...>… пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв... Надо упорно до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности <…>».

Подписано: Народный Комиссар Обороны И. Сталин.

Слайд №2 презентации «Сталинградская битва»

4-ученик:

В августовские дни 42-го в Сталинградском небе отличился командир звена 182-го истребительно-авиационного полка старший лейтенант Михаил Баранов. В неравном бою против «мессершмиттов» и «юнкерсов» он сбил 4 вражеских самолета, а когда кончились боеприпасы, решил таранить врага и плоскостью своего самолета отрубил хвост немецкой машины. Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему шел тогда двадцать первый год.

Перелистывается календарь на доске:

23 августа

1942 г.

1-й ученик:

23 августа 1942г.самый трагический день в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки города. Фашистские самолеты шли на город с разныхсторон. Их было так много, что порой они, как тучи перед грозой заслоняли небо. Они разделялись на тройки, шестерки, девятки и с воем пикировали на город.

Звучит фонограмма рвущихся бомб

и показывается слайд №2 бомбардировки

Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 самолето-вылетов.

2-й ученик:

В раскаленном воздухе висел черный удушливый чад. Нечем было дышать. Бушевало море огня: горела земля, горела на Волге нефть.В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Армия обливалась кровью. Из боя выбывал лишь тот, кто падал мертвым.

Показываются кадры пылающего Сталинграда

Классный руководитель:

Гулко катится в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой иупрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад, -

Он защищал Сталинград.

Так писал в те дни поэт Алексей Сурков.

Классный руководитель:

В этот день 23 августа 1942 года Сталинградский городской комитет обороны обратился к жителям города.

Обращение:

Родные сталинградцы!

Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. …Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами немецко-фашистских захватчиков. Гитлер бросает в бой все новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.

Товарищи сталинградцы!

Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад. Организуйте баррикады. Баррикадируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте все, что имеется под руками камень, бревно, железо, вагоны трамвая и т.д. Построим баррикады быстро и так, чтобы боецзащитник Сталинграда беспощадно громил врага с баррикад, построенных нами.

Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда!

Ни шагу назад. Бейте беспощадно врага. Отомстите немцам за все учиненные ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жен.

Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного дома!

Ведущий:

Решением штаба ГКО от 25 августа 1942 г. в городе было введено осадное положение. Жители области и города построили три обвода оборонительных рубежей общей протяженностью более 3000 км.

Слайды №4-9 презентации «Сталинградская битва»: Мамаев курган

(звучит песня «На Мамаевом кургане тишина»)

Ведущий:

Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изрытый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.

Классный руководитель:

История сохранила имена героев. Сейчас мы проведем викторину «Узнай героя» и вспомним имена тех, чей подвигпоразил современников.

Звучит фонограмма песни «Горячий снег»

Классный руководитель:

Боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, боец уничтожил танк врага с его экипажем.

-Кто этот герой? (Ответ: Михаил Паникаха,слайд №13 презентации «Сталинградская битва»

-Связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба провода.

-Кто этот Герой? (Ответ:Матвей Путилов, слайд№12презентации «Сталинградская битва»

Классный руководитель:

-Сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на запад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во главе с командиром захватила опорный пункт. Немцы подвергли его непрерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге, за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт потерял при взятии Парижа.

-Назовите Героя? ( ответ:Яков Павлов ,слайды №№10-11 презентации «Сталинградская битва» )

1-й ученик:

Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершенные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек были награждены учрежденной 22 декабря 1942 года Медалью «За оборону Сталинграда»

На слайде №22 показывается фотография молодой

девушки в военной форме

Классный руководитель:

-Кто эта красивая молоденькая девушка в военной форме?

Ученик, занимающийся поисковой работой:

-Это моя прабабушка Жучкова Нина Прокофьевна, о которой я могу и хочу рассказать вам в моем сочинении «Мои предки из поколения Победителей»:

«Третьегоапреля 1942года Нине Жучковойисполнилось двадцать лет, а второго, за день до двадцатилетия, по повестке из Мачешанского(ныне Киквидзенского) райвоенкомата озерскую комсомолку призвали на фронт, защищать от фашистов нашу Родину.

Нет таких слов, чтобы описать все страдания и переживания, выпавшие на долю этой женщины. Их поймет тот, кто вместе с Ниной Прокофьевной был в окопах Сталинграда на Дар-Горе жаркое лето, слякотную,холодную осень сорок второго, зиму сорок третье.Когда горела земля и Волга, в дыму пожарищ рушились дома, гибли в пламени войны защитники и безвинные дети, старики…

Всего пятнадцать дней обучаласьНина Жучковасо своими подругами телефонному делуи ушла на фронт, на передовую. А передовая в те дни была по всему Сталинграду.

С третьего апреля сорок второго по двадцатое июля сорок пятого, победного года, Нина была в Армии. Со своим 748 полком из Сталинграда, где отражали атаки фашистов на Дар-Горе, защищали Купоросную балку и всю округу, озерская дивчина дошла до Барановичей. Там и встретила Победу. Вместе с подругами и девчатами – землячками дошлидо Германии, в одном вагонеехали домой, в Озерки.

Закончила войну Нина Жучкова в звании ефрейтора. С улыбкой вспоминала, как приходилось менять девчатам в те годы у солдат махорку на сахар. Махорка тогда выдавалась всем, а девчатам она была не нужна, зато сахар был редкостью.

Зарастают травой окопы, уходят из жизни потихоньку ветераны войны. К сожалению, нет ужесреди нас и Нины ПрокофьевныЖучковой,но память о ней жива.… В нашем хуторе живет дочь её Валентина, моя бабушка. Во внуках видела Нина Прокофьевна продолжение своей жизни. Хотела верить, что их жизнь будет лучше, чем та, что досталась ей».

Слайд №23

Классный руководитель:

-А что вы знаете об этой женщине? Кто она?

Ученик, занимающийся поисковой работой:

-Это Богатырева Анна Ивановна. Жительница нашего села. Во время войны ей было 15 лет. Вот что она рассказала:

«…Война унесла всю радость и мирную счастливую жизнь. Потекли тусклые, печальные дни. С фронта шли похоронки. Война продолжалась... На фронт ушли почти все мужчины. Остались в деревне старые и малые. Жизнь стала тяжелой. Собирать урожай было некому. Мы работали, нам было по 14-15 лет, наравне совзрослыми.

Война оставила горькие воспоминанияитяжелый след в жизни : было очень голодно, собирали по полям мерзлую картошку. Летомрвали лебеду, молодую крапиву и варили из них щи. А такжеиз этой травы лепешки делали. Ещё сусликов ловили и тушканчиков, тоже, чтобы поесть. Работали много, а еще возле Елани рыли окопы. От голода и холода многие люди опухали и умирали. На фронте мы, озерские дети, не были, но помогали, как могли: трудились в колхозе, собирали колоски в полях, помогали на сенокосе. Мы таскали тяжелые снопы, молотили цепами, хлеб возили на быках, сдавали государству, сеяли вручную,дети подтаскивали зерно. И все время хотелось есть… .
Работали много. Зарабатывали палочки (отработанные дни отмечали палочками в журнале), получать было нечего, мы и не спрашивали. . На всех стенах писали: «Все для фронта, все для победы… .».

Перелистывается календарь:

19 ноября

1942

Ведущий:

19 ноября 1942 года. Советские войска под Сталинградом перешли в контрнаступление:

Из Дневника гитлеровского солдата:

«Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов... Сталинград это ад! Время перешло на сторону русских».

2-ученик:

В 20-х числах января 1943 года стало очевидным, что окруженная на берегах Волги и в придонских степях лучшая из армий обречена

Перелистывается календарь:

31января

1943г.

Ведущий:

31 января южная группировка противника прекратила борьбу. За несколько часов до капитуляции Паулюсу было присвоено высшее в вермахте воинское званиегенерал-фельдмаршал. По неписаной прусской традиции германские фельдмаршалы никогда в плен не сдавались. Паулюс решил иначе. Паулюс подтвердил, что он сдается в плен. [1]

Перелистывается календарь:

2 февраля

1943г.

Ведущий:

2-го февраля капитулировала северная группа противника. Такого поражения враг не испытывал с начала Второй мировой войны. В Германии был объявлен траур.

Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов. Победа русских под Сталинградом, как извержение вулкана, потрясла всю оборону немцев от Ленинграда до Кавказа.[4]

Началось отступление немецких войск.

Вот что писал офицер разведки 6-й немецкой армии И. Видер: «…Путь наш был устлан трупами, которые метель, словно из сострадания, вскоре заносила снегом»[2].

Под Сталинградом Красная Армия осуществила второе,после разгрома гитлеровцев под Москвой, крупное контрнаступление.

Сталинградская битва изменила обстановку не только на советско-германском фронте, но и на всех других фронтахВторой мировой войны. Это была не просто военная победа. Это был бессмертный исторический подвиг всего советского народа.

Классный руководитель:

-Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу.

Война! Великое оружие разрушения и трагедии... По данным Государственного архива Волгоградской области, до начала войны в нашей области проживало 194 300 детей. Угнано фашистами в рабство 1 940 детей, 431 ребенок погиб от бомбежек, расстреляно 207 детей. Война не щадила никого.

Дети войны – это особое поколение. Поколение перенесшихвсе ужасы войны, испытавших на себе, что значит не знать детства.

Открываются два больших стенда с фотографиями и историями детей.

Ведущий:

-Ребята, перед вами два стенда:

« Дети –Герои войны», на котором лишь некоторые из тех, кто сражался за Сталинград, за Победу, и

«Дети –Герои нашего времени», на котором фото и истории юных волгоградцев, проявивших героизм там, где любой взрослый растерялся бы. Они награждены Нагрудным знаком «Горячее сердце». Нагрудный знак «Горячее сердце» вручается детям и подросткам, совершившим мужественные и отважные поступки.

Давайте познакомимся с Героями.

(два ученика поочередно рассказывают о подвигах тех, кто на стендах)

1-й ученик:-Миша Романов

В тихое утро холодного ноябрьского дня 1942года партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13—это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов.

2-й ученик: -Настя Воронина

13-летняя жительница Красноармейского района Волгограда в 2014 г.спасла свою 10-месячную сестру. История произошла в канун Нового года. В частном доме Ворониных, который отапливается с помощью котла, отключили электричество. Из-за этого он вышел из строя. Вода в котле закипела, пошел пар, прогремел взрыв. Ударная волна разрушила стену дома, пробила забор.Коляска с младшей сестрой Насти находилась при этом рядом. 10-месячная Аня не попала под кипяток только благодаря своей старшей сестре. Настя босиком выскочила во двор, схватила сестренку и убежала на безопасное расстояние. При этом семиклассница получила ожоги ног, шеи и лица. Несколько дней Настя лежала в реанимации. Пострадал и отец девочек — он получил многочисленные ушибы и переломы. Но маленькая Аня осталась цела и невредима.

1-й ученик: -Саша Филиппов

Сколько бы ни прошло лет, в сердцах жителей нашего города будет памятно имя юного партизана-разведчика Саши Филиппова. Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника, он был обучен этому ремеслу. Действуя в тылу 6-й армии Паулюса, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами.

2-й ученик: -Алексей Зайко и Константин Карпенко

Школьники Алексей Зайко и Константин Карпенко из Фролово в 2014г. спасли от пожара дачный поселок.

1-й ученик: -Сережа Алешков

Полк стоял под Сталинградом и готовился к прорыву вражеской обороны. Боец Алёшков вошёл в блиндаж, где склонились над картой командиры, и доложил:

- Там, в соломе, кто-то прячется.

Командир послал к копнам солдат, и вскоре те привели двух немецких разведчиков. «Боец Алёшков, - сказал командир, - от лица службы объявляю Вам благодарность. - Служу Советскому Союзу! - отчеканил боец».

Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под угарным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира. А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Ему было всего 7 лет… Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».

2-й ученик: -Настя Плешакова

Шестиклассница из станицы Староаннинской Настя Плешакова в 2014г.спасла своего двоюродного брата. Дети катались на коньках, когда Ваня провалился под лед. Мальчик не мог выбраться из ледяной водой, мокрая одежда тянула его на дно. На помощь брату пришла Настя. Всё произошло так быстро, - рассказывает шестиклассница. - Я услышала, как Ваня провалился, мгновенно оказалась возле полыньи, взялась руками за ветку дерева и протянула ногу, чтобы Ваня ухватился за лезвие конька. Страшно не было, я просто тянула изо всех сил.

Девочке с трудом удалось вытащить брата из ледяной воды. Позже папа Насти, Владимир Викторович, признался, что его дочка такая хрупкая и маленькая, а на деле оказалась сильной, смелой и решительной.

1-й ученик:-Саша Демидов.

Пионер Саша вел разведку в Сталинграде и на подступах к городу. 38 раз ходил в тыл врага, выполнял с риском для жизни сложные задания командования. Подросток награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда».

2-й ученик:-Анастасия Коршунова

15-летней Анастасии Коршуновой из г.Михайловка. Девушка прошлым летом вытащила из воды тонущего ребенка.

1-й ученик:-Люся Ремизова

Неподалёку от Сталинграда фашисты схватили в плен в ноябре 1942 года школьницу и заставили её стирать бельё, убирать помещения, где жили немецкие офицеры. Люсе удалось выкрасть важные документы, сбежать и доставить их своим. За мужественный поступок Люся Ремизова награждена медалью «За отвагу».

2-й ученик: -Иван Грудько, Владислав Демкин и Дмитрий Селин.

Ученики школы №1 города Суровикино Иван Грудько, Владислав Демкин и Дмитрий Селин. 14 апреля 2013 года, когда в Бельгии разбился автобус с волгоградскими школьниками, ребята первыми начали вытаскивать погибших и раненных, не обращая при этом внимания на собственные травмы.

Классный руководитель:

Нагрудный знак «Горячее сердце» вручается детям и подросткам, совершившим мужественные и отважные поступки.

Сила духа сильнее смерти. Мы с вами – наследники славы защитников Сталинграда, которой мы должны быть достойны.И ребята, награжденные в наши дни знаком «Горячее сердце», доказали, что достойны!

Смогли бы вы поступить также? Я уверена-да!

Ведь, наши предки из поколения Победителей передали нам через годы свою силу, мужество, величие. Знакомясь с их подвигом, героизмом, мы становимся мужественнее и сильнее духом!

Ведущий:

Жизнь иль смерть- и нету середины.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм…

15 ноября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт памятник-ансамбль.

Звучат «Грезы» Р. Шумана (эта музыка звучит в зале

Воинской Славы на Мамаевом кургане).

Одновременно на экран проецируются изображения

скульптурной композиции на Мамаевом кургане. Слайды №№14-21

Классный руководитель:

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни.

Не потому ли я живу, что умерли они?

С. Щипачев

Звучитпесня «Майский вальс»

(Помнит сердце, не забудет никогда!)

Используемая литература:

  1. Л.Винокур.7-я гвардейская. – Волгоград, Волгоградское кн. Издательство,1962,стр.152-153.
  2. И. Видер. Катастрофа на Волге. – М., «Прогресс», 1965, стр.95.
  3. Государственный музей-панорама "Сталинградская битва"
  4. «Красная звезда»,1943,23 февраля.
  5. Поцелуев В. А. «История России 20 столетия» – М. 1997 год.
  6. Советская историческая энциклопедия. – М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1987.
  7. В.И.Томарев, В.И. Роговицкий. Волгоград: хроника истории. – Нижневолжское книжное издательство,1988.
  8. Чуянов А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Нижневолжское издание, 1979.
  9. З.С.Шейнис. ( Под общ.ред. дважды Героя Советского Союза В.И.Чуйкова). Сталинград: уроки истории. – Москва. Издательство «Прогресс»,1980.
Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: