Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Золотая осень!»

Автор публикации:
Марченкова Любовь Михайловна
г. Юрга, Кемеровская область

Тема: «Золотая осень!» (подготовительная к школе группа)

Цели:

-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-Активизировать глагольный словарь по данной теме.

-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

-Продолжать учить согласовывать движения с речью.

-Развивать мелкую моторику пальцев рукумение рисовать наклонные пунктирные линии.

Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи, ИЗО.

Оборудование: листочки из бумаги, ваза, карточки с тучкой, мяч, энциклопедия детская, карточки со стихам.

Словарная работа: разноцветные кораблики, моросит дождь, небо светло-синее, листья кружатся, укрывают землю золотым ковром.

Ход занятия:

1.Орг. Момент (дети под музыку забегают в группу и садятся )

  • Воспитатель:

Что за гости к нам спешат

… всех ребят?

Вы садитесь все сюда

Все на месте?

Дети: да-да-да!

2. Воспитатель:

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Ответы детей (выслушиваешь 3-4 ответа)

- Посмотрите на мольберт.

-Итак, о чем наш сегодняшний разговор?: (Золотая) осень.

Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.

-Ребята,что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай. ).

3.Игра «Подбери действие».

- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- За осенью идёт… (Зима)

- А после зимы... (Весна)

- После весны идёт... (Лето)

- А за летом наступает…(Осень)

- Потом всё повторяется в природе.

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

- Между сентябрем и ноябрём какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель:

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!.....

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.

Ш. Игра с картинками (по 3 картинки на каждый месяц).

До занятия прикрепляешь на одежду детям круги (красные, желтые и голубые).

Обратите внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги 3-х цветов: у кого-то они красные, у кого-то желтые, у кого-то голубые. Сейчас я вам объясню задание, но выполнять его можно будет только после того, как я сосчитаю до3-х.

Задание: тем, у кого красные круги, тот выбирает себе картинку сентября; желтые – октября; голубые – ноября.

Итак, 1, 2, 3.

Дети под музыку выбирают картинки.

Проверяешь правильность выполнения задания, хвалишь. Если ребенок ошибся, спрашиваешь, почему он так решил?

4. Чтение рассказа «Разноцветные кораблики» По Д. Кайгородову

Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачива­ясь, они опустились на воду тихо и плавно. И ещё про­должают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустит­ся на воду и тот час поплывёт с поднятыми парусами. Вы догадались, что за кораблики прилетели на пруд и по­чему они разноцветные?В какое время года бывают такие кораблики? А как вы думаете, листьякако­го дерева более других похожи на кораблики?

5.- А теперь Вика прочитает стихотворение А.С.Пушкина об осени

1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

- Ксюша тоже знает стихотворение об осени, которое написал Александр Твардовский.

2. Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва

- Какие слова, ребята, в этих стихах вам помогают увидеть красивый осенний лес? ("В багрец и золото одетые леса, "Ярко-желтая листва".)

6.Танец с листьями под «Осенний вальс»

Давайте представим, как у нас листья кружатся.

(читает Матвей)

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

- С какого дерева у вас листочки?

- Нарисуйте жилки на листьях. Давайте соберем их в букет.

- Как вы думаете -почему листья осенью опадают?

Давайте обратимся к нашей энциклопедии.

Пока было много солнышка и солнечных лучей, маленькие клеточки, из которых состоят все листики, росли и зеленели. Но наступает сентябрь, и клеточкам начинает не хватать тепла. Когда тепла мало, листики начинают желтеть и краснеть. Так задумано природой. Желтые и красные листья можно увидеть не только осенью, но и летом, если лето холодное. Постепенно па улице становится все холоднее и холоднее, желтые и красные листья замерзают, высыхают и опадают.

7. Игра«Сороконожка».

-Встаньте в колонну и положите руки на плечи друг другу.

Дети встают в колонну друг за другом.

Шла сороконожка

По сухой дорожке(дети идут друг за другом, держась за плечи)

Вдруг закапал дождик: кап!

Ой, промокнут сорок лап!(останавливаются)

Насморк мне не нужен

Обойду я лужи(идут, высоко поднимая колени)

Грязи в дом не принесу(останавливаются, трясут ручками, ножками)

Каждой лапкой потрясу

И потопаю потом,

Ой, какой от лапок гром!

- Давайте вспомним, какие бывают дожди осенью?

Всякие – тёплые и холодные, долгие и короткие, грибные и затяжные, моросящие и ливневые.

8. Рисование дождя штрихами.

- Посмотрите на карточки . Из первой тучки дождик моросит. Из второй дождик льет.

-Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, не торопясь.

- Нарисуемнаклонные пунктирные линии, как показано на рисунке.

9.Составление рассказа по картинке

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо на картине светло-синее.Березынадели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Некоторые листья падают прямо в речку. Кое-где виднеются зеленые деревья. Наверное, это ели.Птицы собираются и улетают в теплые края. Вся природа

10.Итог занятия (рефлексия)

- Что бы вы еще хотели узнать об осени?

Дети под музыку «Осенний листопад» уходят с занятия.

Просмотр содержимого публикации онлайн
Скачать файл публикации
Свидетельство о публикации: